только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 17 / 20
Страница 1 / 2

Глава 15. Документация стоматологического кабинета

При работе стоматологическая медицинская сестра в стоматологическом кабинете ведет медицинскую документацию различного уровня. Предусмотрен ряд документов, которые ведут медицинская сестра и непосредственно врач-стоматолог. При выполнении должностных обязанностей медицинская сестра работает с документацией, включая ведение журналов учета работы бактерицидных излучателей, проведения генеральных уборок, проведения стерилизации инструментария в автоклаве, помогает врачу в заполнении карт стоматологических пациентов, заполняет требования на расходные материалы. Данные документы оформляет медицинская сестра, их хранят в стоматологическом кабинете или отделении, используют для контроля санитарных процедур и учета выполнения должностных обязанностей медицинской сестры.

Журнал учета работы бактерицидных излучателей предусматривает контроль работы излучателя во время и после приема пациентов.

В журнал вносят следующие сведения:

  • дату проведения проверки;
  • наименования показателей (бактерицидной эффективности; облученности на рабочем месте; концентрации озона; содержания ртути);
  • фактические показатели в цифровом формате;
  • нормальные показатели для проверки на соответствие.

Образец титульного листа журнала представлен на рис. 15.1.


Рис. 15.1. Образец титульного листа журнала

Для заполнения титульного листа журнала необходимы следующие данные:

  • наименование предприятия, организации;
  • дата начала ведения журнала;
  • дата окончания ведения журнала.

Образец внутреннего листа журнала представлен на рис. 15.2.

Во внутренних листах журнала есть следующие поля для заполнения:
• дата;
• условия обеззараживания (в присутствии или отсутствие людей);

Рис. 15.2. Образец внутреннего листка журнала

  • объект обеззараживания (воздух или поверхность или и то и другое);
  • вид микроорганизма (санитарно-показательный или иной);
  • режим облучения (непрерывный или повторно-кратковременный);
  • время включения;
  • время выключения;
  • длительность (для повторно-кратковременного интервала между сеансами облучения).

При проведении генеральных уборок в стоматологическом кабинете медицинская сестра фиксирует кратность уборок, дату их проведения, планирует проведение следующих уборок в специально отведенном журнале.

Графы журнала проведения генеральных уборок (рис. 15.3):

  • номер п/п;
  • планируемая дата проведения;
  • наименование и концентрация используемого дезинфицирующего средства;
  • фактическая дата проведения;
  • подпись исполнителя.

Рис. 15.3. Журнал проведения генеральных уборок

Выписка из Акта работы комиссии по оценке возможности выполнения заявителем требований к аккредитации и полноты и достоверности сведений (Письмо Роспотребнадзора от 28 апреля 2010 г. № 01/6523-10-32): текущую уборку помещений проводят ежедневно влажным способом после окончания рабочего дня с применением дезинфицирующих средств. Уборочный инвентарь промаркирован, хранение упорядочено, обеззараживают в 0,5% растворе хлорамина. В боксах проводят еженедельную генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств путем протирания поверхностей мебели, приборов, орошения стен, пола и потолка 0,5% раствором хлорамина с экспозицией 60 мин в соответствии с требованиями инструкции по применению данного препарата. После влажной уборки обеззараживают помещение бактерицидным облучателем в соответствии с установленными нормативами и записью в журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки. Стеклянные поверхности бактерицидных ламп протирают ветошью, смоченной 70% раствором этанола, не реже одного раза в неделю. Результаты фиксируют в журнале проведения генеральных уборок.

Помимо заполнения перечисленных журналов, медицинская сестра ведет журнал учета проведения стерилизации инструментария в автоклаве, его работоспособность и эффективность стерилизации инструментов.

Журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) — форма № 257/у. Результаты контроля аппаратуры медицинский персонал регистрирует по форме № 257/У, утвержденной приказом МЗ СССР 4 октября 1980 г. № 1030 «Журнал работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава)». Контроль стерильности изделий медицинского назначения проводят центры Роспотребнадзора в плановом порядке — 1 раз в 2 года, а также по эпидемиологическим показаниям.

Журнал предназначен для контроля деятельности любых типов стерилизаторов (парового, воздушного). На обложке обязательно нужно указывать даты начала его ведения и окончания, фиксировать название учреждения, в котором ведут документ. В нем заполняют перечисленные ниже графы (табл. 15.1).

  • Дата выполнения стерилизации.
  • Тип стерилизатора (воздушный, паровой), его марка. При необходимости использования нескольких стерилизаторов одного типа их маркируют. В таком случае в графе указывают, например, номер стерилизатора.
  • Название изделий, подвергаемых стерилизации, их количество. Если стерилизуют несколько одинаковых наборов инструментов, то в данной графе указывают число наборов. В этом случае в журнале обязательно указывают, какие именно инструменты входят в тот или иной набор, их количество (на отдельном листке).
  • Наличие упаковки или проведение стерилизации без нее, в лотке, бумажном или комбинированном пакете.
  • Время начала стерилизации.
  • Время окончания процедуры.
  • Давление (при использовании парового стерилизатора).
  • Температура (воздушный стерилизатор).
  • Длительность экспозиции. При необходимости проведения нескольких циклов за смену все отражают в журнале.
  • Отметка о биологическом контроле качества стерилизации с помощью биотестов. В 10-й главе журнала сотрудник, который проводил такой контроль, ставит свою подпись.
  • Фиксация результатов применения максимальных термометров (так называемый термический контроль), позволяющих проверить температуру, при которой проходит стерилизация.
  • Химические индикаторы располагают в следующей главе журнала контроля работы стерилизаторов, образец заполнения и расположения которых приложен в инструкции.
  • Подпись сотрудника, занимающегося процессом стерилизации.

Таблица 15.1. Образец журнала работы по стерилизации в автоклаве

Для продолжения работы требуется вход / регистрация