только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 10
Страница 1 / 48

Раздел 1. Организация периоперативного ухода

Для достижения хирургического счастья необходимо не только сделать операцию искусно, но также предотвратить возможные осложнения.

Н.И. Пирогов

Уход за больными хирургического профиля имеет ряд особенностей, которые обусловлены как изменениями функций органов и систем в связи с заболеванием, так и результатом наркоза, операции, наличием раны.

Перед медицинской сестрой, работающей с такими пациентами, стоит важная задача — создать наилучшие условия для выздоровления и предупреждения осложнений, которые могут возникнуть на любом этапе периоперативного ухода.

Ухаживая за хирургическим пациентом, медицинская сестра должна уметь:

  • выявлять основные проблемы пациентов до, во время и после операции, а также определять приоритеты;
  • планировать мероприятия по уходу;
  • активно участвовать в реализации плана;
  • оценивать качество сестринского ухода.

Для этого следует знать:

  • фазы течения послеоперационного периода, возможные осложнения, их профилактику;
  • стандартные проблемы пациентов в пред-, интра- и послеоперационном периоде;
  • роль медицинской сестры в подготовке и обследовании пациентов до операции;
  • принципы ухода за пациентом в раннем послеоперационном периоде;
  • питьевой и пищевой режим в послеоперационном периоде;
  • режимы двигательной активности;
  • критерии качества сестринского ухода.

Хирургия — это не только работа врача с пациентом. Многие хирурги совершенно справедливо утверждают, что операция — это только начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, т.е. в послеоперационном периоде необходим соответствующий уход.

Сегодня медицинская сестра — довольно мобильная «лечебная единица», самый многочисленный медицинский корпус в структуре медицинских организаций. Без большой армии медицинских сестер — операционных, сестер-анестезисток, реанимационных, перевязочных, палатных — невозможно обеспечить качественный уход и реабилитацию пациентов даже после блестяще выполненных как обширных, так и малоинвазивных оперативных вмешательств. Уход за пациентом — это та сфера, где профессионализм получает свое первое выражение.

Работа в хирургических клиниках и отделениях проходит в условиях «повышенной готовности», где врачи и медицинские сестры никогда не уверены в том, что ждет их через минуту, ни днем ни ночью.

Промедление в хирургии может быть смерти подобно, поэтому здесь больше, чем где бы то ни было, должны царить корпоративный дух и рациональное построение взаимоотношений врача и медицинской сестры. Опора таких отношений — разумное распределение функций при условии абсолютного взаимного доверия. Все мысли и внимание хирургов, операционных и палатных сестер концентрируются на операционной, где происходит основная работа — хирургическая операция. В период операции практически прекращается непосредственный контакт между медицинским персоналом и пациентом и резко возрастает интенсивность взаимодействия между хирургами, анестезиологами и сестринским персоналом. Невозможно переоценить роль операционной сестры как партнера врача. При выполнении современных высокотехнологических операций количество инструментов и деталей наборов на столе операционной сестры достигает нередко 100 наименований и более.

Если в операционной ведущая роль отводится хирургам и анестезиологам, то в предоперационном и, особенно, в послеоперационном периоде многое зависит от внимательного и чуткого отношения к пациенту медицинских сестер и младшего медицинского персонала.

Хирургия относится к той области медицины, где исключительно велико значение практических навыков. Однако технический язык и специфические действия (нередко кажущиеся больным таинственными и пугающими), которыми пользуются медицинские работники во имя здоровья и безопасности пациентов, не исчерпывают общение с больным.

Недостатки личности, столкновения с коллегами и пациентами мешают работе не меньше, чем отсутствие практического опыта. Больные — народ капризный. Сколько замечаний, обидных реплик, незаслуженно резких слов порой приходится выслушивать от них медицинским сестрам. И, перетерпев это, все равно надо любить своих пациентов. Выдержка, умение владеть собой — черты обязательные как для врача, так и для медицинской сестры. Их отсутствие, крики, ненормативная лексика дезорганизуют и нарушают ритм работы всей медицинской бригады. Самообладание — качество, без которого немыслима работа в медицине, особенно в хирургии.

В борьбе с болезнью медицинской сестре, помимо специальных новейших медицинских знаний, необходимо умение так построить взаимоотношения с пациентом и его родственниками, чтобы они приносили максимальную пользу всем.

Поддерживая психологический контакт с больным на всех этапах периоперативного ухода, медицинская сестра сможет:

  • облегчить и даже снять чувство беспокойства и страха перед операцией и любым инвазивным вмешательством;
  • обеспечить спокойное поведение больного в операционной, процедурной, перевязочной;
  • облегчить неприятные ощущения после операции или манипуляции.

В детской хирургии медицинской сестре приходится иметь дело не с одним, а с несколькими пациентами — больным ребенком и «больными» родителями, бабушками и дедушками. Когда опасность угрожает самому дорогому и близкому существу, она выбивает их из привычной колеи, вызывает неожиданные и недопустимые в других обстоятельствах поступки, тон, выражения. Недостаток внимания со стороны медицинского персонала, нередко только кажущийся, вызывает раздражение родителей. Со всем этим следует считаться.

Основное правило для всех медицинских работников — «не вредить» при диагностике, лечении и уходе. Медицинская сестра — первый информатор врача о самочувствии и состоянии больных. Наблюдательность — чрезвычайно важная черта. Иногда даже малозаметные изменения состояния могут свидетельствовать о необходимости экстренной операции. Способность подметить самые слабые признаки ухудшения состояния пациента, обратить внимание на необычные симптомы — все это существенно облегчает путь к своевременной диагностике, внесению корректив в уход и лечение. Информацию о состоянии и поведении больного врач должен получать от медсестры не только на утреннем обходе, но и в течение суток. Чуткость, душевная теплота, моральная поддержка нужны пациенту не меньше, а, может быть, и больше, чем лекарственные препараты.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация