Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 9
Страница 1 / 163

Раздел II. Правовые основы деятельности медицинской организации

Глава 7. Общий порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых медицинской организацией

7.1. О цели и задачах лицензирования в сфере здравоохранения

Как мы уже отмечали в предыдущей главе, в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Применительно к сфере здравоохранения о необходимости лицензии упоминается:

  • в п. 11 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ., согласно которому медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ;
  • в ч. 1 ст. 52 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»., согласно которой фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями [амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики], расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;
  • в ст. 23 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»., согласно которой отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуск и реализация внесенных в список I прекурсоров осуществляются юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензий на указанные виды деятельности.

Вместе с тем основным законодательным актом, непосредственно регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»..

Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения определяются Конституцией Российской Федерации, в том числе следующими ее положениями:

  • в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ч. 2 ст. 7);
  • каждому гарантировано право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34);
  • каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
  • права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Взаимосвязь данных положений Конституции РФ определяет особую роль лицензирования в сфере здравоохранения, выступающего в качестве своеобразного «сита». С одной стороны, лицензирование обеспечивает единые требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения, что задает «минимальную планку» качества оказываемых услуг. С другой стороны, отсеиваются недобросовестные организации как на этапе получения лицензии, так и в рамках лицензионного контроля. При этом, как неоднократно указывалось Конституционным судом РФ, принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану здоровья людей.

Особая функция лицензирования: и разрешать, и ограничивать — соответствует и нормам международного права. В частности, «Всеобщая декларация прав человека» также предусматривает возможность установленных законом ограничений с целью обеспечения права на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья (ст. 25, ч. 2 ст. 29). О необходимости государственного регулирования хозяйственной деятельности с целью недопущения злоупотреблений со стороны недобросовестных участников рынка указывали в XVIII в. один из основоположников экономики А. Смит и признанный экономист XX в. Дж.М. Кейнса, пришедший к выводу, что рыночная экономика не может саморегулироваться, в связи с чем вмешательство государства неизбежно. Более образно и более широко об этом же гласит древний китайский афоризм: закон есть нищета морали.

Таким образом, целью лицензирования в сфере здравоохранения является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, направленных на обеспечение достижения целей лицензирования, со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя. Иначе говоря, задачи лицензирования — установление соответствующих лицензионных требований и осуществление контроля за их исполнением.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация