Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 17
Страница 1 / 13

Раздел VI. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

6.1. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты, действующие в государстве, образуют единую систему. Классификация нормативных правовых актов возможна по различным основаниям:

  • юридической силе;
  • субъектам, их издающим;
  • видам;
  • предмету регулирования;
  • действию актов во времени, в пространстве.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Законы принимает орган законодательной власти. В РФ установлена следующая система законов:

  • Конституция;
  • кодексы;
  • федеральные конституционные законы;
  • ФЗ;
  • Конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

В самостоятельную группу нормативных актов по признаку юридической силы выделяют нормативные договоры (внутригосударственные и международные).

Подзаконные акты призваны конкретизировать принципиальные положения законов. Подзаконные акты имеют собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их правотворческого органа (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств и др.).

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает следующие виды нормативно-правовых актов, расположенных в порядке убывания юридической силы.

  • Основы законодательства — содержат важнейшие нормы, регулирующие отношения в определенной области.
  • Кодексы — объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права. В кодексе даны общие положения, лежащие в основе правовых отношений, раскрывают содержание этих отношений и их правовые последствия.
  • Законы — устанавливают, изменяют или отменяют нормы права: общеобязательные правила поведения.
  • Указы и распоряжения Президента РФ — обладают большей юридической силой, чем другие акты исполнительной власти. Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ. Постановления относят к подзаконным нормативным актам, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти. Распоряжения Правительства РФ не нормативны, их принимают по оперативным во­просам.
  • Акты министерств и ведомств — подзаконные акты, которые включают постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения. Могут быть нормативными и ненормативными. Издают их на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяют в определенной отрасли или сфере деятельности.
  • Акты субъектов РФ образуют региональное законодательство.
  • Акты органов местного самоуправления отражают местную спе­цифику и обязательны для исполнения в данной местности.

Законодательство в сфере здравоохранения включает ФЗ, подзаконные правовые нормативные акты, постановления Правительства, приказы МЗ РФ и министерств и ведомств. Государственной Думой сформирован Кодекс законов об охране здоровья, в котором можно выделить семь блоков или направлений правового регулирования в области охраны здоровья, а именно законы:

  • надзорные, регулирующие безопасные условия жизни человека;
  • обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
  • защищающие права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • определяющие права и ответственность медицинских работников;
  • регламентирующие организацию и деятельность национальной системы здравоохранения;
  • регулирующие финансирование здравоохранения;
  • об отдельных заболеваниях и разделах медицины.

Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ.

Важнейшие ФЗ, определяющие функционирование и развитие системы здравоохранения в РФ:

  • № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. (ред. от 03.12.2011) «Об обя­зательном медицинском страховании в Российской Феде­рации»;
  • № 246-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”»;
  • № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (ред. от 01.12.2006) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств».

ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан, и определяет:

  • правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
  • права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
  • полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация