только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 11
Страница 1 / 5

Глава 6. Особенности адаптации и обезболивания в детской и подростковой стоматологии

6.1. Адаптация

Коммуникативная адаптация на амбулаторном приеме врача-стоматолога детского

Обязательным условием проведения полноценного стоматологического лечения ребенка является установление отличного контакта, способность направлять и руководить поведением ребенка в кабинете (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Установка контакта с пациентом

Для этого важно установить эффективное сотрудничество в лечебной команде, которая, в свою очередь, состоит из лечащего врача и ассистента, ребенка, нуждающегося в лечении, и родителя ребенка.

Это должен быть терапевтический альянс, целью которого является стоматологическое лечение в комфортных для всех условиях (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Формирование терапевтического альянса

Ребенок может прийти на прием с нежеланием открывать рот без какой-либо очевидной причины. Он просто побывал у других стоматологов, наших коллег, у которых не получилось его осмот­реть и найти с малышом общий язык.

Ребенок может вести себя хорошо и даже вежливо, но при этом все равно не желает открывать рот без видимых на то причин.

Ребенок может прийти после травматического повреждения зубов, отказываясь от вашей помощи после посещения трех других клиник, так как испытывает страх и разочарование от неопределенности.

Зачастую стоматологи сталкиваются и с проблемным родителем. Например, родители приходят на прием после посещения других стоматологов в городе, объясняя, что необходимо лечение зубов, но навязывают свое мнение или просто настроены очень скептически.

Ребенок, отказывающийся лечиться, и проблемный родитель имеют свою собственную картину мира. Это самое обширное и сложное сочетание опыта, убеждений и влияния, их собственных интерпретаций. Картина мира — это очень конкретное чувство, это результат общения. Это не просто мир, а мозаика образов, которые интерпретируются сегодня одним образом, а завтра другим. Именно поэтому очень важно для лечащего врача поддерживать баланс между эмпатией к пациенту, его родителям и аргументированным, конструктивным диалогом, выставляя свои границы и акцентируя внимание на важных составляющих успешной кооперации и обоюдной ответственности за принятие решений.

Тревожность

Тревога (беспокойство) — одна из самых превалирующих человеческих эмоций. Ребенок, который боится или испытывает тревогу, с большей вероятностью будет иметь неприятный опыт со стоматологическим лечением, чем малыш с низким уровнем страха и тревоги. Тревожность и страх влияют на поведение детей и во многом определяют успех стоматологического приема. Мы все хотим избежать боли. В нашем обществе боль имеет тенденцию ассоциироваться со страхом и ужасом. Она заставляет чувствовать нас беспомощными и уязвимыми.

Мы мало что можем сделать с нашими первобытными страхами, но мы можем кое-что сделать с болью…

Боль

Международная ассоциация по изучению боли еще в 1980 г. дала следующее определение боли: «Неприятное чувственное и эмоциональное восприятие, связанное с реальным или потенциальным повреждением тканей или описанное c точки зрения такого повреждения».

Защитная ценность боли велика. Являясь частью защитной системы организма, боль запускает умственное и физическое поведение, которое ищет выход из болезненного опыта. Она также является обратной связью, которая активизирует накопление знаний и способствует уменьшению повторения болезненных ситуаций. В каждой болезненной ситуации, серьезной и не очень, взаимодействие наших мыслей, убеждений, эмоций и отношения к появляющемуся ощущению в нашем теле создает опыт боли. Подобного рода взаимодействие разума и тела позволяет нам снизить или повысить болезненные ощущения и контролировать их в той или иной степени.

Правда о боли

Правда заключается в том, что, игнорируя боль, мы лишь сильнее натягиваем струну ее выносливости, тем самым разрушая энергию, радость и жизненный тонус. Когда присутствует боль, необходимо приложить усилия, чтобы ее облегчить. Боль однозначно не должна присутствовать в жизни детей, она не нужна для развития характера, роста и достижений.

Соответственно, для эффективного стоматологического сотрудничества с ребенком нам необходимо осуществлять работу по двум направлениям:

  1. работа с тревогой и страхом;
  2. работа с болью.

Область работы по направлению снижения тревоги и страха должна проводиться в следующей последовательности:

  • первичный прием;
  • интерактивные адаптационные визиты (индивидуальные, групповые).

Их главная цель — создание «лечебного союза».

Основные инструменты — это менеджмент поведения и продвинутые методы: релаксация, фокусы, гипноз, использование динитрогена оксида (Азота закиси) и медикаментозная терапия.

Седативная подготовка рекомендована для детей и подростков с высоким уровнем тревожности и возбудимости (согласуется с педиатром и неврологом), необходимы для снятия психического напряжения, достижения седативного эффекта. Амбулаторные адаптационные визиты в клинику показаны для детей младшего возраста, их основное назначение — создание привычной и знакомой для ребенка среды, которая в дальнейшим позволит сотрудничать со стоматологом. Если запланировано лечение в наркозе, то посещение и беседа с анестезиологом перед запланированным лечением с подробным объяснением предстоящих манипуляций могут быть более эффективными.

Техники по управлению поведением при работе с детьми

  1. Расскажи — покажи — сделай (рис. 6.3, 6.4).
  2. Контроль над голосом (громкость, скорость, интонация).
  3. Поощрение/наказание.
  4. Присутствие/отсутствие родителей.
  5. Физическое ограничение (удержание).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация