только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 2 / 12
Страница 1 / 2

Пролог

Есть два рода изобретателей,

одни берут самовар и приделывают к нему два крана,

берут аэроплан и изобретают моноплан.

Но есть и другие, которые ничего не берут и творят аэроплан,
телеграф, открывают электричество, находят радий…

Есть творцы-художники, которые изобретают новые возможности.

Александр Родченко

В.А. Малолетков «Искушение», 2021

 

Алогизм в эпоху киберпанка

Каждому человеку надо что-нибудь знать,

ибо из этого проистекает много пользы.

Поэтому все мы должны учиться с охотою.

Ибо чем больше мы знаем,

тем больше уподобляемся мы Богу,

которому известны все вещи.

Альбрехт Дюрер, 1513

Мы открывали двери, выкрашенные бесчисленными слоями белой краски, слушали лекции, читаемые литературным языком без компьютеров и слайдов в аудиториях со столами, на которых оставили свои мысли многие поколения студентов. Спустя несколько лет после окончания обучения я встретился с одногруппником на Большой Пироговской. От былой эпохи остались лишь сводчатые потолки в клиническом городке. Современные интерьеры, проекторы и множество машин на парковке.

– Как они учатся?

– Никакой романтики белого халата! Решительно невозможно стать врачом в таких условиях!

Поездки на конгрессы за рубеж, знакомство с иностранными вузами, постепенная модернизация клиник изменили восприятие. Как мы учились в таких условиях? Разруха и обветшание. Кошки в больничных коридорах, плесень на стенах, осыпающаяся штукатурка. Кофе в промежутках между занятиями был роскошью, потому как в учебных корпусах не продавался. Но вечерами читали монографии, чтобы при случае блеснуть на зачете знаниями, выходящими за рамки лекционного курса.

В настоящее время кофе можно выпить практически везде. Клинические рекомендации и практические руководства вытеснили монографии. Шаблонное мышление заменило клиническое. Политиканствующие бизнесмены, по совместительству главные врачи и директора клиник, пришли на смену тем, кто так органично смотрелся в старых аудиториях. Они мыли руки по методу Спасокукоцкого–Кочергина, принимали экзамены в форме интеллектуальной беседы равного с равным, поощряли вольнодумство и прощали безалаберность, понимая, что бессонные ночи тратились не только на чтение научной литературы.

Вот уже много лет я преподаю в медицинских вузах. Многие мои коллеги из числа профессорско-преподавательского состава абсолютно уверены в собственном величии, доказывая это самим себе на каждой лекции. Учебники большей частью скучны. На конференциях — повторяющиеся доклады, посвященные тому, что описано и доказано в других странах. Трансляционная медицина в худшем ее проявлении. Впрочем, в нашей стране она всегда была таковой, но алогизм достиг пика, став «осознанной кристаллизацией абсурдизма». Именно так А.С. Шатских охарактеризовала «Корову и скрипку» — графический манифест феврализма — течения в искусстве, которое предшествовало более известному супрематизму.

«Корова и скрипка» написана на полке сломанной деревянной этажерки. На обороте картины автором нанесена надпись: «Алогическое сопоставление двух форм “скрипка и корова” как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком.
К. Малевич, 1913». В работе «О новейших системах в искусстве» Малевич объяснил смысл картины: «Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма. Показанный рисунок представляет собой момент борьбы — сопоставление двух форм: коровы
и скрипки в кубистической постройке» (1919).

Во время периода феврализма Малевич создал цикл работ, которые определял как «заумный реализм» и «алогизм». Позднее, в брошюре «От кубизма и футуризма к супрематизму», Малевич написал: «Оказалось, что в вещах нашлось еще одно положение, которое раскрывает новую красоту. А именно: интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм» (1916).

«Корова и скрипка» — аллегоричный графический символ современной медицины в России. Символ универсальный, поскольку, понимая медицину как инструмент — скрипку, в качестве коровы можно представить практически любого организатора современного здравоохранения. И пусть не обижаются коровы!

Один из моих коллег после очередных выборов в РАН сказал, что это «последняя накипь, которая умеет читать, потом придут те, кто не умеет даже этого». Скандальные выборы 2016 г. подтвердили этот тезис.

Однажды я был свидетелем такой сцены. В здании РАН проходил симпозиум по детской онкологии, на котором присутствовал профессор из США. Один академик пытался объяснить зарубежному коллеге, что значит это непонятное для них звание. Он поднимал руку высоко над головой и с каждым разом все громче и громче повторял слово «Highest!». Видя, что его не понимают, псевдоученый бутефлика обратился ко мне: «Скажи ему, что выше никого нет! Я академик!»

Практически ничего не знаем о самих себе, но совершенствуем оружие массового поражения. Вместо познания окружающего мира враждуем друг с другом. Провозглашаем эпоху киберпанка и развиваем искусственный интеллект, имея лишь отдаленные представления о механизмах собственного сознания.

Аналитическое мышление осознанно, линейно и имеет логическую траекторию движения. Интуитивное мышление, наоборот, нелинейно. Оно расширяется во все стороны и использует ту информацию, которая ускользает из поля зрения осознанного логического мышления. Именно такое мышление свойственно тем, кого называют гениями, чей талант позволяет выразить нестандартное видение мира.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация