только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 2 / 5
Страница 1 / 86

Раздел I. Общая психология

Глава 1. Психология как наука

1.1. Психологическое знание в истории науки: предмет и принципы исследования

Психология — наука сравнительно молодая. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в рамках которых накапливались знания о духовной, психической жизни человека. Основой возникновения психологии как науки стал житейский эмпирический опыт людей. Психологические знания помогали людям лучше познать друг друга, повлиять на действия и поступки других людей. Эти знания накапливались, передавались из поколения в поколение, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины, доказательности и поэтому не могли быть надежной основой при общении и взаимодействии людей. Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что основаны на наблюдениях и предположениях, имеют конкретный ситуативный характер. Научная психология основана на достоверных данных, полученных в ходе опытов и экспериментов.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г., когда в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом была основана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. В 1885 г. выдающийся отечественный врач-физиолог Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Название науки «психология» происходит от двух древнегреческих слов — psyche (душа) и logos (учение, наука). Таким образом, в буквальном переводе психология — это «учение о душе». В настоящее время понятие «душа» используется только в философии и религии. В науке употребляется понятие «психика».

В настоящее время психология — это наука, изучающая психические явления, закономерности и механизмы психики животных и человека. Психика — субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Способность мозга отражать действительность состоит в том, что при взаимодействии с различными объектами и явлениями действительности возникают психические образы этих объектов и явлений. Эти психические образы содержат различные характеристики и свойства объектов и явлений действительности — их форму, окраску, вес, особенности поверхности, издаваемых звуков и запахов и др., но не являются точной копией отражаемого объекта. Психическое отражение не зеркальное — оно активно, включает поиск и выбор объекта действительности для взаимодействия, познания и формирования его психического образа, является необходимой стороной деятельности человека.

Психика имеет следующие характерные особенности:

  1. является функцией особым образом организованной материи (нервной системы);
  2. отражательна по своей природе, т.е. не имеет своего материального содержания;
  3. возникла в результате эволюции нервной системы;
  4. служит целям адаптации организма во внешней среде;
  5. активна по своей природе и субъективна по форме.

Психика выполняет 2 главные функции: 1) отражение действительности, т.е. познание и создание образа внешнего и внутреннего мира человека; 2) регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психика имеет многообразные проявления, которые в психологии называются психическими явлениями. К психическим явлениям относятся следующие.

1. Психические процессы — это психические явления, имеющие физиологическую основу, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком отраженной действительности.

В психологии выделяют следующие виды психических процессов:

  • познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание). Они позволяют человеку познавать окружающую действительность и самого себя;
  • эмоциональные (эмоции, чувства), обеспечивающие удовлетворение многообразных потребностей человека;
  • волевые (волевые акты), обеспечивающие целесообразное поведение и деятельность человека.

2. Психические состояния — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое общим функциональным уровнем психической активности в зависимости от условий жизни и деятельности человека, его личностных особенностей. Психические состояния подразделяются на 4 вида: мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти); эмоциональные (настроение, аффект, стресс, фрустрация); волевые (целеустремленность, настойчивость, решительность и т.д.); состояния сознания (активное бодрствование, сон, измененные состояния сознания).

3. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляемые особенности психических процессов и состояний, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности человека (концентрация внимания, сила чувства, направленность личности и т.д.).

4. Психические образования — сложные психические явления, включающие в себя знания, умения, переживания и другие компоненты и формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта (профессионализм, компетентность в каком-либо виде деятельности и др.).

Предмет исследования психологии в ходе ее исторического развития как науки видоизменялся. В ходе исторического развития психологии как науки в качестве предмета исследования выступали различные психические явления. В истории психологии выделяют 4 основных этапа ее развития, на каждом из которых был свой предмет исследования.

1-й этап (от древности до XVII в.): психология — наука о душе. Это период зарождения психологии и существования ее в виде отдельных философских учений о душе (Платон, Аристотель и др.), которые дополнялись знаниями из развивавшейся медицины и жизненного опыта людей.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация