только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 70
Страница 1 / 2

ЗАНЯТИЕ 7. Комбинированное действие лекарств. Взаимодействие лекарственных средств

Цель занятия: усвоить основные термины, понятия и виды комбинированной фармакотерапии.

Темы для обсуждения

  • Понятие о терминах, отражающих виды взаимодействия ЛВ в организме.
  • Виды синергизма. Примеры аддитивного и потенцированного эффектов, тактика дозирования ЛВ в том или другом случае.
  • Явление антагонизма при комбинированном применении лекарств.
  • Отличительные особенности фармацевтического и фармакологического (фармакодинамического и фармакокинетического) взаимодействия ЛВ.
  • Практическое значение использования в клинической медицине явлений, возникающих при комбинированном применении лекарств.

Синергизм (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество) — процесс взаимодействия двух или нескольких однонаправленно действующих ЛВ, взаимно усиливающих фармакологический эффект.

Антагонизм (от греч. antagonisma — непримиримое противоречие) — механизм взаимодействия двух или нескольких разнонаправленно действующих ЛВ, уменьшающих или полностью устраняющих эффекты одного из них или всех взаимодействующих веществ.

Под однонаправленным фармакологическим действием понимают развитие одноименных эффектов действия у разных ЛС независимо от их механизмов и локализации действия.

Под разнонаправленным фармакологическим действием понимают развитие противоположных по направлению механизмов конкретного фармакологического эффекта у разных ЛС.

Практические навыки: научиться определять виды, механизмы и эффекты взаимодействия ЛВ в зависимости от их свойств, путей введения механизмов действия и фармакологических эффектов. Проводить поиск данных о результатах взаимодействия лекарств с использованием справочной литературы или экспертной системы «Взаимодействие лекарств».

Оснащение практического занятия

  • Занятие проводится в компьютерном классе с использованием экспертной системы «Взаимодействие лекарств».
  • Информационная литература, необходимая для занятия.
  • Таблицы, слайды и другие наглядные пособия.
  • Подготовка оснащения для экспериментальной работы.

Практическая работа

Задание 1. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему (рис. 10). Внесите в нее названия видов фармакологического взаимодействия и приведите примеры каждого из видов комбинирования ЛВ.

Задание 2. Проанализируйте указанные комбинации лекарств с использованием экспертной системы «Взаимодействие лекарств» или таблицы в практикуме «Взаимодействие лекарств». Сделайте вывод о рациональности применения указанных комбинаций:

1. Морфина гидрохлорид + налоксон =

2. Гепарин + протамина сульфат =

3. Тетрациклин (таблетки) + нистатин (таблетки) =

4. Прокаина р-р + Адреналин р-р (в одном шприце) =

Рис. 10. Виды фармакологического взаимодействия

Задание 3. Заполните таблицу, указав состав, виды синергизма и цель комбинирования ингредиентов в перечисленных комбинированных препаратах.

Комбинированные препараты Состав Вид синергизма Цель комбинирования
Бронхолитин
Пенталгин-Н
Леводопа + леводопа карбидопа (Наком)
Адельфан-Эзидрекс
Бисептол
Аугментин

Задание 4. Заполните таблицу по результатам поиска данных о взаимодействии лекарств с использованием справочной литературы или экспертной системы «Взаимодействие лекарств».

Взаимодействующие средства Условие комбинирования Механизмы взаимодействия Эффекты взаимодействия
I II
Атропина сульфат Пилокарпина гидрохлорид По разным путям введения
Аспирин Неодикумарин Внутрь
Депакин Этанол (Спирт этиловый) Внутрь
Строфантин-К Лидокаин В одном шприце
Фенобарбитал Дигоксин II на фоне I
Магния сульфат Диазепам (Сибазон) Парентерально
Магния сульфат Диазепам (Седуксен) Внутрь

Экспериментальная работа

Опыт. Взаимодействие лекарств при их одновременном приеме.

Оснащение опыта: пробирки (5 штук), штатив, воронка, фильтровальная бумага, активированный уголь — 0,25 г; 1% водный раствор Метиленового синего — 5 мл; 10% раствор Тетрациклина гидрохлорида — 5 мл; порошок алгелдрат (Алюминия гидроокись) — 0,5 г; 2% раствор Папаверина гидрохлорида — 1 ампула; 0,02% ланатозид Ц (раствор Целанида) 1 мл — 1 ампула.

Ход работы

В пробирке 1 раствор метиленового синего. Фильтруем 1/2 объема Метиленового синего через фильтровальную бумагу в пробирку 2 (контроль).

В пробирку 1 к раствору Метиленового синего добавляем 0,5 г активированного угля и встряхиваем пробирку. Полученную взвесь фильтруем через фильтровальную бумагу в пробирку 3.

В пробирке 4 смешиваем Алюминия гидроокись с раствором тетрациклина гидрохлорида.

В пробирку 5 помещаем раствор ланатозида Ц (Целанид) и папаверина, тщательно смешиваем.

Наблюдаем за результатами взаимодействия ЛВ в пробирках. Отмечаем растворимость, изменение цвета смеси, выпадение осадка и другие происходящие в пробирках изменения. Делаем выводы и оформляем протокол опыта.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация