только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 8
Страница 1 / 1

Введение. Психиатрия как клиническая нейронаука

Термин «нейронаука» был предложен в 1960-х годах Francis O. Schmitt для обозначения совокупности дисциплин, изучающих функционирование центральной нервной системы (ЦНС) (Ryan T.A., Jin Y.). В настоящее время нейронаука объединяет психиатрию, нейроанатомию, нейрохимию, нейрофизиологию, нейрофармакологию, неврологию, молекулярную биологию, биохимию, физику, клеточную и эволюционную биологию, биологию развития, информатику, психологию и др.

Достижения последних десятилетий в области нейробиологии позволили расширить знания о механизмах психических расстройств, однако их интеграция в практическую психиатрию остается нерешенным вопросом. Тонкие механизмы психических расстройств, моделируемые в эксперименте, могут лишь частично воспроизвести клинические проявления психических расстройств, и возможности диалога между клиницистами и учеными остаются ограниченными.

Разрыв между практической психиатрией и другими областями нейронауки объясняют рядом факторов: недостаточными знаниями практикующих психиатров в области нейропсихиатрии, низким уровнем мотивации к освоению этих знаний, представлением об отсутствии релевантности знания нейробиологии для клинической практики. Проблема трансляции достижений фундаментальных нейронаук в практическую психиатрию связана с вопросом о значении фундаментальных открытий для психиатрической помощи. Рост количества и качества исследований в области нейронаук может вести к углублению понимания основ психических расстройств. Как отмечают в своей статье В. Schildkrout и соавт., успешная интеграция в практическую психиатрию знаний из других областей нейронауки способна привести к улучшению диагностики состояний, которые могут сопровождаться психическими нарушениями; к более точной и полной диагностике, например, к выявлению нейрокогнитивных дисфункций, значимо влияющих на социальное функцио­нирование пациентов; к персонифицированной терапии психических заболеваний, выбору психологических тренингов и методов реабилитации в зависимости от профиля когнитивных нарушений (Schildkrout B., Benjamin S., Lauterbach M.D.).

Знакомство с нейропсихиатрией может помочь практикующему врачу лучше понимать связь внешних проявлений психических расстройств с нарушениями функций конкретных отделов головного мозга, осознавать рамки нейропластичности, поддерживать свои знания о принципах терапии психических расстройств на современном уровне. Психиатрия может стать трансляционной медицинской наукой XXI в., а внедрение принципов персонифицированной медицины в психиатрию будет способствовать значительному снижению заболеваемости и смертности психиатрических пациентов (Петрова Н.Н., Дорофейкова М.В.).

Список литературы

Петрова Н.Н., Дорофейкова М.В. Психиатрия как клиническая ней­ронаука: настоящее и будущее // Неврологический вестник им. В.М. Бех-терева. 2020. Т. LII, вып. 4. C. 12–20.

Ryan T.A., Jin Y. Editorial overview: Molecular neuroscience // Curr. Opin. Neurobiol. 2019 August. N 57. P. iii–vi. DOI: 10.1016/j.conb.2019.06.002.

Schildkrout B., Benjamin S., Lauterbach M.D. Integrating neuroscience knowledge and neuropsychiatric skills into psychiatry: the way forward // Acad. Med. 2016 May. Vol. 91, N 5. P. 650–656. DOI: 10.1097/ACM.0000000000001003. PMID: 26630604.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация