Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 14 / 21
Страница 1 / 11

Тема 11. Пороки развития. Основы реконструктивно-пластической хирургии и трансплантологии

Цели:

  • осветить вопросы этиологии и хирургической коррекции врожденных пороков развития;
  • внушить студентам важность профилактики возникновения и ранней внутриутробной диагностики врожденных пороков развития;
  • познакомить с задачами реконструктивно-пластической хирургии;
  • познакомить студентов с современным состоянием и задачами трансплантологии.

Задачи:

  • познакомить студентов с основными причинами возникновения пороков развития;
  • изучить проблему внутриутробной диагностики пороков развития;
  • познакомить студентов с основными направлениями профилактики пороков развития;
  • осветить вопросы современного состояния развития реконструктивно-пластической хирургии;
  • познакомить студентов с перспективами развития реконструктивно-пластической хирургии и ее значением для современной медицины;
  • осветить значимость развития трансплантологии;
  • разобрать вопросы перспектив развития трансплантологии в современных условиях.

В результате обучения студенты должны обладать следующими знаниями и умениями.

  • Знать:
    • понятие и классификацию пороков развития;
    • понятие тератогенных факторов;
    • отличия пороков развития, аномалий и уродств;
    • классификацию пороков развития по количеству, форме, расположению органов;
    • этиологию пороков развития;
    • патогенез пороков развития;
    • пороки развития органов ЖКТ, нервной системы, опорно-двигательного аппарата;
    • врожденные пороки сердца;
    • понятие ранней и внутриутробной диагностики пороков развития;
    • виды профилактики пороков развития;
    • задачи реконструктивно-пластической хирургии;
    • значение достижений реконструктивно-пластической хирургии в процессе коррекции врожденных пороков;
    • историю развития трансплантологии;
    • медицинские и социально-правовые аспекты трансплантологии.
  • Уметь:
    • оценить степень риска возникновения порока развития;
    • сформулировать алгоритм диагностических мероприятий в диагностике возможных пороков развития;
    • определить хирургическую тактику при выявленных пороках развития внутренних органов;
    • оценить результаты диагностических мероприятий при пороках сердца;
    • определить лечебную тактику при пороках сердца.
  • Владеть:
    • навыком проведения профилактических мероприятий с целью предупреждения возникновения врожденных пороков развития.

Основные вопросы для самоконтроля

  1. Тератология: история вопроса.
  2. Пороки развития, определение понятия.
  3. Тератогенные факторы.
  4. Типы пороков развития.
  5. Аномалии количества.
  6. Аномалии положения.
  7. Аномалии формы и размера.
  8. Аномалии строения.
  9. Группы пороков по этиологическому фактору.
  10. Классификация пороков развития в зависимости от объекта воздействия повреждающего фактора.
  11. Классификация пороков развития в зависимости от распространения.
  12. Механизмы формирования пороков развития.
  13. Связь врожденных пороков с полом.
  14. Классификация пороков в зависимости от этиологии.
  15. Патогенез пороков развития.
  16. Пороки развития органов ЖКТ.
  17. Пороки развития опорно-двигательного аппарата.
  18. Врожденные пороки сердца.
  19. Пороки развития нервной системы.
  20. Пороки развития органов мочеполовой системы.
  21. Диагностика врожденных пороков.
  22. Профилактика врожденных пороков.
  23. Задачи реконструктивно-пластической хирургии.
  24. Трансплантология: история развития трансплантологии как науки.
  25. Трансплантология: медицинские и правовые аспекты.

Пороки развития известны с глубокой древности. До нас дошло древнеегипетское (свыше 5 тыс. лет назад) изображение больного с хондродисплазией. В вавилонской клинописи (3800– 2000 лет до н.э.) имеется таблица, в которой перечислено 62 вида пороков развития. Одна из первых книг, посвященных порокам развития (E. Licetus, «De monstris causis, natura et differentiis»), вышла в 1616 г.

В России начало исследованию пороков развития было положено в 1718 г. указом Петра I о создании в Петербурге «Музея уродливостей».

Учение о пороках развития выделилось в самостоятельную науку —тератологию — после того, как в 1822 г. Жоффруа Сент-Илер (рис. 11.1) применил экспериментальный метод изучения причин возникновения пороков развития.

Рис. 11.1. Жоффруа Сент-Илер (1772–1844)

Частота рождения детей с пороками развития точно не установлена. Большинство исследователей оценивают этот показатель в 2%, что вряд ли справедливо, поскольку суммарная популяционная частота только пороков сердца, дивертикула Меккеля и удвоения мочеточников составляет около 4%.

Пороки развития — аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития.

Их следует отличать от крайних вариантов нормы. Пороки развития возникают под действием разнообразных внутренних (наследственность, гормональные нарушения, биологическая неполноценность половых клеток и др.) и внешних (ионизирующее облучение, вирусная инфекция, недостаток кислорода, воздействие некоторых химических веществ) факторов. Со второй половины XX в. отмечают значительное увеличение случаев рождения детей с пороками развития, особенно в развитых странах.

Все пороки развития можно разделить условно на три группы:

  • уродства;
  • аномалии развития;
  • пороки развития.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация