Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 12
Страница 1 / 39

Раздел 1. Педиатрия как научно-практическое направление в медицине

Глава 1. История педиатрии

Педиатрия — учение о детских болезнях — сформировалась как самостоятельная медицинская дисциплина в начале XIX в. Термин «педиатрия» происходит от греческих слов: pais, paidos — ребенок и jatreia — врачевание. Предлагаемый учебник касается специальности 060103.65 «Педиатрия» и ее основной дисциплины «Детские болезни», изучается после прохождения дисциплины «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми».

Педиатрия как клиническая дисциплина подразделяется на педиатрию развития и педиатрию болезней.

  • Педиатрия развития изучает человеческий организм от рождения до окончания подросткового возраста (16–17 лет) и является медициной растущего организма. В задачу педиатрии развития входят контроль и ранняя коррекция отклонений в развитии ребенка.
  • Педиатрия болезней разрабатывает и внедряет современные технологии лечебной помощи больным детям. В свою очередь она подразделяется на клиническую (пропедевтическую, факультетскую, госпитальную, амбулаторно-поликлиническую) с выделением специализированных направлений — детских кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, аллергологии, неврологии, фармакологии, физиотерапии и др., а также профилактическую, экологическую, социальную педиатрию.
  • В истории становления педиатрии как науки условно выделяют 4 периода.
    • Первый из них включает самый продолжительный по времени период, связанный с накоплением общемедицинских знаний. Строгая систематизация научных данных отсутствовует, лечение детей проводится по тем же принципам, что и взрослых больных. В трудах Гиппократа, Галена, сочинениях арабских врачей встречаются описания отдельных заболеваний, характерных для детского возраста, сведения по уходу за новорожденными, их питанию. Мероприятия по охране здоровья рожениц и родильниц, борьбе с детской смертностью приведены в работе М.В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа». Обобщающие сведения по данному периоду, естественно, отсутствуют, но заболеваемость и смертность детей, особенно раннего возраста, вплоть до XVIII в. были очень высокими. Научно обоснованных медико-санитарных правил ухода за новорожденными не было, обычно медицинскую помощь заболевшим детям не оказывали. Ребенка не воспринимали как личность, поскольку шансов выжить в раннем детстве и достигнуть возраста взрослого человека было не более 50%.
    • Второй период связан с открытием воспитательных домов для детей. В Париже первый казенный воспитательный дом для подкинутых детей основал Людовик XIV, в Новгороде в 1707 г. подобный дом открыл митрополит Иоф, в Москве такой дом построили в 1763 г., в Петербурге — в 1771 г. Создание воспитательных домов в Москве и Петербурге связано с деятельностью И.И. Бецкого, который не только составил их проекты, но и написал наставление об уходе за детьми и их воспитании. В США первый сиротский приют, финансируемый государством, был открыт в 1790 г. В задачу воспитательных домов входило вскормить, вырастить детей и обучить их ремеслу. Но мало кто из детей выживал. Причинами высокой смертности были нехватка кормилиц, аскетические условия содержания и постоянно свирепствовавшие детские инфекции. Практически не было ни одной специальной детской больницы, ни одного врача, который бы занимался лечением детей. Социально-методической базой будущей педиатрической науки стали первые детские воспитательные учреждения. Впервые были сформулированы некоторые ее актуальные задачи — гигиена детей и детская диететика. Первое руководство по педиатрии, в котором было выделено 28 глав, написал шведский врач Ниль Розен фон Розенштейн в 1764 г.; на русский язык его перевели 30 лет спустя. Революционное значение имела работа Ж.Ж. Руссо (1788) по теории развития ребенка — в общественном сознании зародилась мысль, что «детство имеет свои собственные способы видения, мышления и чувствования».
    • Третий период — становление педиатрии как науки; он связан с организацией детских больниц и написанием первых фундаментальных руководств по педиатрии. Первая детская больница была открыта в 1802 г. в Париже. Чуть позже возникла немецкая школа педиатрии с центрами в Берлине (1830) и Вене. Долгие годы они оставались местом подготовки педиатрических кадров для всей Европы. В России первые детские больницы открыли сначала в Петербурге (1834), затем в Москве (1842). Обе больницы теперь носят имя Н.Ф. Филатова.

Здание детской больницы в Москве на Бронной улице не сохранилось, но после продажи здания и участка детской больницы на Бронной вырученные деньги направили на создание Софийской детской больницы (названа так в честь княгини Щербатовой Софьи Ивановны) — ныне Детская городская больница им. Н.Ф. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы. В 1844 г. в Петербурге была организована первая в Европе больница для грудных детей (позднее — больница им. Л. Пастера). Для сравнения: первая детская больница в Англии открыта в 1852 г., в США — в Филадельфии в 1855 г., в Индии — в Мумбаи в 1928 г., в Китае в Шанхае — в 1937 г.

У истоков педиатрии в нашей стране были акушеры. Первый систематический курс ухода за ребенком в Петербурге читал акушер Н.М. Максимович-Амбодик (1744–1812), много лет работавший в Петербургском воспитательном доме для детей-сирот.

Н.М. Максимович-Амбодик

С.Ф. Хотовицкий

Основоположником педиатрии тем не менее принято считать Степана Фомича Хотовицкого (1796–1885) — автора первого в России оригинального руководства по детским болезням «Педиятрика» (1847), включавшего сведения о ребенке от периода новорожденности до отрочества и юношества. С.Ф. Хотовицкий начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической академии в Петербурге. Ему принадлежат известные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого».

Для продолжения работы требуется вход / регистрация