только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 9
Страница 1 / 131

Часть II. ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

Глава 22. Общие вопросы оказания паллиативной медицинской помощи детям

22.1. Эволюция отношения общества к детям с грубыми нарушениями в развитии

Отношение к неполноценным младенцам отражает уровень разви­тия общества. В эволюции взгляда на детей с явными уродствами, мен­тальными и двигательными нарушениями выделяют следующие периоды:

  • неосознанно прагматичный — с древнейших времен до форми­рования цивилизаций, определивших основы современной культуры и нравственности, — Древней Греции и Древнего Рима;
  • осознанно прагматичный — античный, ранне- и позднехристианский периоды;
  • гуманистический — с середины «просвещенного» XIX в.

У древних людей вопрос о выживании больных не стоял, поскольку община не могла взять на себя обязательства по содержанию неспособного к труду человека.

В период зарождения основ нравственности — в античном мире — ребенок с явными отклонениями в состоянии здоровья также не имел права на существование, но уже аргументированно.

Известный греческий философ Аристотель выражал мнение общества о том, что кормление больных детей несет неоправданные расходы на поддержание никому не нужной жизни.

В Древней Спарте младенцев с признаками неполноценности сбрасывали со скалы, так как они не могли стать воинами и продолжить род.

Согласно принятому в V в. до нашей эры в Древнем Риме «Закону двенадцати таблиц», умерщвление младенцев с признаками уродств было обязательным. Древнеримский философ и наставник императора Нерона — Луций Анней Сенека (вошедший в историю как автор «Нравственных (!) писем к Луцилию») полагал необходимым инфантицид (дословно — детоубийство) в отношении нездоровых детей.

В русском историческом пространстве детская жизнь ценилась невысоко и определялась биологической жизнеспособностью. Прямых указаний на наличие практики обязательного инфантицида историкам не известно.

С приходом христианства и привнесением такого понятия семейных ценностей, как «супружеская верность», обычной практикой на Руси стал инфантицид младенца, «прижитого» вне брака. Убийство неполноценного, но рожденного в законном браке ребенка рассматривалось сквозь призму понятия о «богоподобии человека».

Отношение к продолжительности детской жизни сохранялось спокойным — значительная детская смертность от естественных причин традиционно покрывалась столь же значительной рождаемостью.

Петр I своим указом объявил «всякую жизнь принадлежащей Государю» и прервал практику вольного отношения к детоубийству.

Можно ли считать запрет инфантицида первым шагом к паллиативной помощи? Возможно, так как de jure закон означал признание за ребенком, в том числе с видимыми уродствами и отклонениями в развитии, права на жизнь.

Наблюдаемый в последующие столетия рост внимания общества к проблематике помощи безнадежно больным и умирающим не сопровождался выделением детской темы.

В конце XIX в. в Англии Фрэнсис Гальтон и его последователи, включая одиозную фигуру одного из идеологов германского нацизма Альфреда Розенберга, основали научное течение под названием «евгеника».

Учение пропагандирует постулат о расовой чистоте, для достижения которой все неполноценные члены общества должны быть принудительно стерилизованы, а неполноценные, в том числе дети, — умерщвлены для прерывания порочного рода.

Подобный подход теоретически должен обеспечивать генетичес­кую чистоту популяции, но не выдерживал критики с позиции этических норм. Практика принудительной стерилизации в развитых странах сохранялась долго — к примеру, в Японии до 1996 г.!

20.11.1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят 5-й Принцип Декларации прав ребенка, который стал отражением позиции человечества по отношению к больному члену общества: «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

История детской паллиативной помощи начинается с открытия в 1982 г. в Оксфорде (Великобритания) детского хосписа «Helen House».

Для продолжения работы требуется вход / регистрация