Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 18
Страница 1 / 34

Глава 2. МЕДИКО-ПРАВОВАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ОТНОШЕНИЕ ВРАЧА К СВОИМ ОШИБКАМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Важнейшим разделом медицинской деонтологии является врачебная эрология, или учение о профессиональных ошибках. Совокупность этических норм поведения медицинского персонала при выполнении своих профессиональных обязанностей, объединенных под названием «деонтология», направлена на достижение максимального положительного эффекта в оказании медицинской помощи, а также на устранение отрицательных последствий неполноценной или ошибочной деятельности медицинских работников.

Многовековая история медицины показывает, что на всех этапах ее развития освещению врачебных ошибок придавалось особое значение. Еще Гиппократ (460 - около 370 г. до н.э.) утверждал, что хорошим врачом является тот, кто ошибается редко, но превосходным - тот, кто признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «...если мы будем требовательны к себе, то не только успех, но и ошибки станут источником знания».

Выдающиеся врачи как России, так и зарубежных стран в анализе допущенных врачебных ошибок видели реальный путь совершенствования медицины. Так, известный немецкий хирург Теодор Бильрот (1829-1894) утверждал, что «только слабые духом, хвастливые болтуны и утомленные жизнью боятся открыто говорить о совершенных ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».

Проблема ответственности в медицине существует ровно столько, сколько существует понятие «врачевание». В различные исторические эпохи ответственность врачей за свои ошибки и упущения носила различную степень выраженности. Много зависело от изменений общественного правосознания, религиозных воззрений, от смены морально-этических норм, успехов медицинской науки. Во времена седой древности медицинская деятельность приравнивалась к сверхъестественной силе. Именно поэтому существовала абсолютная ответственность целителя за смерть больного. Умысел, неосторожность, несовершенство знаний не различались.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация