только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 9
Страница 129 / 341

Часть II. Принципы регуляции жизненных функций организма

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11.5.2. Электрические процессы

в коре больших полушарий в онтогенезе

Электрическая активность головного мозга плода появляется в возрасте 2 мес, она низкоамплитудная. ЭЭГ плода регистрируется с 5-месячного возраста, имеет прерывистый, нерегулярный характер и представлена импульсами в виде серии с продолжительностью от 3 до 20 с. Периоды отсутствия

активности весьма длительные - от 10 до 2-3 мин. Преобладают диффузные медленные волны частотой 0,5-2 Гц, чередующиеся с более частыми колебаниями. Наблюдается межполушарная асимметрия ЭЭГ. Значительные изменения ЭЭГ отмечаются на 8-м месяце внутриутробной жизни. С этого времени начинает регистрироваться непрерывная электрическая активность коры большого мозга.

ЭЭГ новорожденного представляет также аритмичные колебания, имеющие низкую амплитуду (30-50 мкВ). Преобладают частоты колебаний 1-2 и 4-8 Гц, то есть δ- и θ-ритмы. В этом возрасте наблюдается реакция активации на достаточно сильные раздражения - звук, свет.

ЭЭГ детей грудного и ясельного возраста (до 3 лет) характеризуется наличием θ- и α-ритмов с преобладанием θ-ритма (7-9 Гц), амплитуда волн уже достигает 80 мкВ. Ритмическая электрическая активность коры мозга в состоянии спокойного бодрствования начинает регистрироваться с 2-3 мес постнатальной жизни. В промежутках между сериями волн с частотами 7-8 Гц наблюдаются еще более высокие, но редкие волны с частотой 3-4 Гц, преимущественно в передних областях коры большого мозга. Кроме того, всегда имеются низкие волны с достаточно высокой частотой - 18-25 Гц (β-ритм).

ЭЭГ детей дошкольного возраста (3-7 лет) характеризуется преобладающими α- и θ-ритмами; последний регистрируется в виде групп высокоамплитудных колебаний.

ЭЭГ детей в возрасте 7-10 лет характеризуется преобладанием α-ритма (9 Гц), однако θ-ритм составляет существенную часть (25%) от общего числа колебаний.

ЭЭГ детей в возрасте 10-12 лет выявляет стабильный α-ритм с такой же частотой, как у взрослых (10-12 Гц). Колебания θ-ритма составляют всего около 10% общего числа колебаний. К 16-18 годам ЭЭГ подростков по всем параметрам становится идентичной ЭЭГ взрослого человека.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Главная структурная особенность коры - огромное число (более 10 млрд) нейронов. Клетки всех слоев, которые расположены перпендикулярно по отношению к поверхности коры и тесно связаны между собой и подкорковыми образованиями, образуют комплекс, называемый колонкой клеток. Каждая подобная колонка отвечает за восприятие по преимуществу одного вида чувствительности. В коре выделяют сенсорные зоны, к клеткам которых проецируются основные сенсорные системы (вкусовая, слуховая, зрительная и др.), ассоциативные, а также моторные зоны, которые посылают команды по пирамидным и экстрапирамидным путям в ствол мозга и в спинной мозг. Ассоциативные зоны особенно важны соответственно для следующих интегративных процессов: высших сенсорных функций и речи, высших двигательных функций, памяти и эмоционального (аффективного) поведения.

ЭЭГ - результат регистрации электрической активности с поверхности мозга. В норме у здоровых людей большинство волн ЭЭГ можно разделить

на α-, β-, θ- и δ-ритмы. Важную роль в исследовании структуры и функции мозга играют методы анализа изображений, включающие рентгенологическую КТ, позитронно-эмиссионную томографию, магнитно-резонансную томографию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что относят к гомотипическому и гетеротипическому изокортексу?

2. Какие области коры больших полушарий относят к сенсорным, моторным и ассоциативным?

3. Охарактеризуйте основные ритмы ЭЭГ.

4. Что такое вызванные потенциалы?