Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 11
Страница 1 / 14

Глава 2. Внутренняя картина болезни как центральный предмет исследования в клинической психологии

2.1. Современные интегративные представления о внутренней картине болезни

(В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота, А.А. Шарифова)

История развития внутренней картины болезни, как сложного психологического феномена, начинается еще с XIX в. Известный врач, работавший в начале XIX в., М.Я. Мудров говорил о том, что для эффективного лечения необходимо понять, что за человек пришел на прием, проверить все причины болезни и вообще понять само заболевание, и тогда «болезнь сама скажет имя свое, откроет внутреннее свойство свое и покажет наружный вид свой» (Николаева В.В., 2009).

Впервые в отечественной науке термин «внутренняя картина болезни» (ВКБ) был введен А.Р. Лурией (1944), развивавшим идеи А. Гольд­шейдера (1926) об «аутопластической картине заболевания», то есть субъективной составляющей общей картины соматического заболевания (Цветкова И.В., 2012). С точки зрения Гольдшейдера, аутопластическая картина болезни развивается у каждого человека в состоянии болезни в соответствии с его переживаниями и представлениями о ней (Николаева В.В., 2009).

В отечественной литературе отмечается большое количество работ, связанных с ВКБ, однако, как отмечает В.В. Николаева, большая часть из них посвящена описанию лишь одного какого-либо уровня или компонента ВКБ. В.В. Николаева разработала классификацию уровней, входящих в ВКБ. Данная классификация состоит из 4 уровней и отмечается, что данные уровни необязательно должны следовать в иерархии один за другим, они развиваются параллельно друг с другом и каждый уровень оказывает определенное влияние на другой:

  1. сенсорный — ощущения пациента своего состояния, жалобы, а также общее телесное самочувствие;
  2. эмоциональный — эмоциональные реакции пациента на свою болезнь, на возможные причины, последствия и т.д.;
  3. интеллектуальный — знания и представления пациента о своей болезни, причинах, возможных последствиях, его размышления о своем состоянии и др.;
  4. мотивационный — личностный смысл болезни и ее последствий в контексте жизни пациента и его личности (Николаева В.В., 2009).

Т.Н. Резникова, В.М. Смирнов (1976) разработали концепцию ВКБ, центральным понятием в которой является церебральное информационное поле болезни. Церебральное информационное поле болезни представляет собой функциональную мозговую структуру, основанную на всей информации, которая относится к заболеванию. Важным отличием в структуре данной концепции является выделение системы «схема тела», благодаря которой испытываемые человеком боли, дискомфортные ощущения приписываются в систему пространственных координат тела. Функциональным центром психологической зоны церебрального информационного поля болезни является «модель болезни», включающая сенсорно-эмоциональную, логическую субмодели, а также субмодели ведущих нарушений (синдромов) (Сирота Н.А., Ярославская М.А., 2011).

Другой известной концепцией ВКБ в настоящее время является концепция, разработанная А.Ш. Тхостовым и Г.А. Ариной. ВКБ рассматривается авторами как сложное многоуровневое образование, в состав которого входят такие компоненты, как чувственная ткань, первичное и вторичное означение и личностный смысл. Изучая развитие субъективной ВКБ: в случае, если человек имеет соматические ощущения, вначале происходит первичная категоризация малодифференцированных телесных симптомов. Следующим этапом ощущения становятся конкретными, локализованными, определяется их модальность, а также они вербализуются в усвоенной культурной традиции. Возможность дифференциации образов чувственной ткани возрастает с приобретением опыта болезни и усвоения все большего количества социокультурных эталонов для соотнесения с экстра- и интрацептивными ощущениями. Совершенно иначе чувственная ткань формируется при уже имеющемся означении. Вторичное означение — это процесс построения концепции болезни, когда телесные ощущения перестают существовать сами по себе, а являются «доказательством» болезни. Этот процесс в большей мере обусловлен социокультурным контекстом, в котором человек формирует представление о собственном состоянии; это представление в некоторых случаях может приобретать парамедицинский характер. Личностный смысл болезни отражает мотивы, порождаемые жизненными отношениями человека. Человек в состоянии болезни чаще всего воспринимает ее как преграду для нормального функционирования, так как человек может не пойти на работу либо с трудом делать свои обычные обязанности по дому и т.д. Преградный личностный смысл болезни активизирует психологические защиты человека, которые могут уменьшить эффективность лечения, оказываемого пациенту (Цветкова И.В., 2012).

Одной из наиболее известных и широко применяемых концепций является модель саморегуляции Левенталя, на основе которой были разработаны методики, использующиеся в данной работе, а именно «Краткий опросник восприятия болезни» и «Ревизированный опросник восприятия болезни».

Левенталь начал свое исследование в конце 1960-х и начале 1970-х гг., глядя на то, как угрожающие сообщения в относительно острых ситуациях могут привести людей к принятию действий, направленных на защиту своего здоровья: например, пристегивание ремнями безопасности или отказ от курения. Он и его коллеги обнаружили, что необходимы различные виды информации, чтобы влиять на действия по отношению к предполагаемой угрозе для здоровья и благополучия, и продолжается это только в течение коротких периодов времени. Расширяя свою первоначальную модель, Левенталь и его коллеги хотели узнать, какие способы адаптации и совладания, возможно, нужны тем, кто испытывает хронические заболевания. Они предложили иерархически организованную модель адаптивной системы, включая три основных конструкта: (I) «репрезентации» опыта болезни, которые могут направлять, (II) планирование действий или «совладающих» реакций, связанных с последующей (III) «оценкой» или мониторингом успеха или неудачи способов адаптации (Hale E.D. et al., 2007).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация