Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 13
Страница 1 / 1

Введение

В настоящее время, как и всегда, ощущается острая необходимость в учебной литературе по прикладным аспектам судебной медицины применительно к конкретным разделам медицинских знаний. Это особенно актуально для врачей-стоматологов, преподавание которым судебной медицины составляет неотъемлемую часть подготовки будущего специалиста.

Как известно, за последние годы произошли серьезные преобразования в законодательстве страны («Основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РФ) и нормативно-правовой базе экспертных исследований («Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ», «Инструкция по организации и производству экспертных исследований в Бюро судебно-медицинской экспертизы», «Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» и др.). Кроме того, в биологии и медицине получены новые сведения, имеющие значение для судебной медицины, а в экспертной практике разработаны новые методы исследований, направленные на повышение возможностей экспертизы. Все это, конечно, требует внесения изменений в руководства и учебники по судебной медицине.

Широкое привлечение врачей-стоматологов к экспертной деятельности и выделение судебной стоматологии в самостоятельное направление судебной медицины должны базироваться на достаточном методическом обеспечении учебного процесса. Только тогда будут созданы условия для дальнейшего повышения качества судебно-стоматологической экспертизы. Отмеченные обстоятельства диктуют необходимость в составлении нового учебного руководства, отражающего в достаточной форме содержание основных разделов судебной медицины, преподавание которых предусмотрено новой примерной программой дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «стоматология» (разработана сотрудниками кафедры судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова).

Опыт преподавания судебной медицины на стоматологическом факультете показывает, что существующие формы учебного процесса и контроля знаний студентов без их постоянного совершенствования могут быть малоэффективными, тем более что с момента выхода первого учебника по судебной стоматологии (Судебная медицина: учеб­ник для студентов стоматологических факультетов медицинских ву­зов / под ред. проф. Г.А. Пашиняна, проф. Г.М. Харина. М., 2001) прошло более 20 лет. Возрастающая роль судебно-стоматологических ис­сле­до­ваний в экспертной практике также не могла не отразиться на со­вер­шенст­вовании и специализации преподавания предмета.

Эти процессы учтены в настоящем учебнике, в котором приведены сведения практически по всем разделам судебной медицины, относящимся к исследованию различных объектов судебно-медицинской экспертизы — трупов, живых лиц, вещественных доказательств, материалов уголовных и гражданских дел. В основу данного учебника легли материалы учебных, учебно-методических и научно-исследовательских разработок профильных кафедр Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова и Казанского государственного медицинского университета, а также данные современных литературных источников.

В новом учебнике объяснены механизмы происхождения различных видов повреждений челюстно-лицевой области, развития патологических процессов при действии некоторых физических и химических факторов. По сравнению с предыдущим учебником в новом практически полностью переработаны вопросы процессуальных и организационных основ судебной медицины, судебно-медицинской экспертизы живых лиц, идентификации личности и ответственности медицинских работников за нарушения прав граждан в области охраны здоровья. Новый учебник содержит более объемный иллюстративный материал, относящийся к экспертной оценке огнестрельной и взрывной травмы, действию физических факторов внешней среды, идентификации личности и др. Освещены возможности некоторых лабораторных исследований.

Увеличение нагрузки студентов, повышение требований к качеству преподавания привели к необходимости внедрения новой системы изложения материала и контроля знаний, уменьшающей долю субъективизма преподавателей и увеличивающей возможности объективной оценки теоретических знаний, практических навыков и умений. Именно поэтому в каждом разделе (модуле) учебника приведены варианты тестовых вопросов, а в приложении к учебнику — ситуационные задачи, пример экзаменационного задания к курсовому зачету, включающего, наряду с традиционными контрольно-измерительными материалами, и визуализированные тесты, алгоритмы ориентировочной основы действий при проведении судебно-медицинской экспертизы в различных ситуациях, а также словарь терминов.

По нашему мнению, такой подход, рекомендованный примерной программой дисциплины, позволит наиболее объективно оценить ком­пе­тент­ность, уровень медицинского мышления, умение студентов выбрать правильный ответ или сформулировать экспертные выводы на основе всестороннего анализа представленной информации.

Как и при подготовке первого учебника, авторы поставили перед собой цель, мобилизуя внимание, активизируя творческий потенциал и познавательную деятельность студентов, одновременно сэкономить их учебное время, снизить утомляемость, а также объективизировать контроль (самоконтроль) знаний и умений, приобретаемых в ходе практических занятий.

Мы считаем своим долгом выразить глубокую признательность профессорско-преподавательскому составу кафедры судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова и кафедры судебной медицины Казанского государственного медицинского университета за оказанную помощь в подготовке данного учебника.

Все пожелания, замечания и дополнения будут с благодарностью приняты.

Профессор П.О. Ромодановский,

профессор Е.Х. Баринов,

доцент В.А. Спиридонов

Для продолжения работы требуется вход / регистрация