только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 7 / 11
Страница 1 / 8

Глава 3. Специализированные формирования Роспотребнадзора, предназначенные для организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера

Специализированные (нештатные) формирования Роспотребнадзора предназначены для организации и проведения оперативных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Формирования создаются на базе ЦГиЭ, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля, на железнодорожном транспорте соответствующими приказами Роспотребнадзора.

Специализированные формирования действуют с целью организации и проведения оперативных санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Предусматривается создание следующих видов специализированных (нештатных) формирований (схема 3.1).

Схема 3.1. Специализированные (нештатные) формирования Роспотребнадзора

Конкретные задачи формирований в различных ЧС определяются Положением о специализированных формированиях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 01.09.2017 № 707. Специализированные формирования проводят:

  • санитарно-эпидемиологическую разведку в зоне возможного очага заражения (загрязнения) патогенным биологическим агентом (ПБА), опасными химическими и радиоактивными веществами;
  • отбирают пробы из объектов окружающей среды (воздух, вода, почва и т.д.), пищевых продуктов и продовольственного сырья и исследуют их на наличие ПБА, опасных химических и радиоактивных веществ;
  • проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды и других материалов из объектов окружающей среды с выдачей предварительного заключения об их пригодности (безопасности);
  • устанавливают зоны возможного заражения (загрязнения) территорий и контингенты лиц, подвергшихся неблагоприятному воздействию.

Руководители территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах РФ и их ТО в рамках своей компетенции осуществляют общее руководство и контроль деятельности нештатных специализированных формирований. Обобщенные результаты исследований и экспертиз представляются главному врачу ЦГиЭ и руководителю Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ для принятия окончательного решения.

Специализированные формирования функционируют в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.

Задачи специализированных формирований в режимах функционирования:

а) в режиме повседневной деятельности:

  • участие личного состава специализированных формирований в организации и проведении основных мероприятий по предупреждению ЧС;
  • поддержание постоянной готовности специализированных формирований, обеспечение их готовности к взятию проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний; накопление, хранение и обновление оснащения;
  • создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики ИБЧС;
  • подготовка специалистов специализированных формирований по вопросам профилактики ИБЧС, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;
  • обучение личного состава специализированных формирований современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды и других объектов окружающей среды на зараженность ПБА, опасными химическими и радиоактивными веществами;
  • проведение тренировочных занятий личного состава специализированных формирований по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС;
  • проверка готовности специализированных формирований к практическому их развертыванию в установленные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • проверка эффективности схемы оповещения и сбора личного состава с уточнением потребности в личном составе, транспорте, имуществе, определением реальных сроков приведения в готовность, уточнением последовательности и порядка развертывания, возможностей специализированных формирований к проведению биологической и санитарно-эпидемиологической разведки, лабораторному контролю загрязненности радиоактивными, опасными химическими веществами и зараженности ПБА продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, определением объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС.

б) в режиме повышенной готовности:

  • участие в организации и проведении основных мероприятий, выполняемых при угрозе ЧС;
  • повышение готовности сил и средств специализированных формирований, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнение их планов и действий в зависимости от прогноза развития санитарно-эпидемиологической ситуации;
  • приведение сил и средств специализированных формирований в состояние повышенной готовности (выдвижение их в район предполагаемых действий).

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

  • развертывание и осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий, проводимых при возникновении ЧС;
  • выдвижение оперативных групп (групп разведки) и специализированных формирований в район ЧС;
  • организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;
  • оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;
  • определение объема и реализация санитарно-противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС;
  • обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
  • экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение радиоактивными, опасными химическими веществами, заражение ПБА и выдача предварительных заключений о возможности их использования для нужд населения;
  • санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
  • систематическая информация руководства об изменениях санитарно-эпидемиологической ситуации и мерах по стабилизации обстановки.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация