только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 11
Страница 1 / 5

Глава 4. Сеть наблюдения и лабораторного контроля

Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационно СНЛК включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств. Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства и ведомства, включенные в структуру СНЛК.

Цели СНЛК:

  • мониторинг биологических угроз;
  • своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) в ЧС мирного и военного времени;
  • принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств — возбудителей инфекционных заболеваний.

Структура сети наблюдения и лабораторного контроля

Сеть имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научных организаций и учреждений центрального подчинения, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научных организаций, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функцио­нирующих на территории республик в составе РФ, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры по делам ГО ЧС.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по ЧС ТО исполнительной власти и территориальные штабы по делам ГО ЧС.

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме ЧС.

Система СНЛК включает:

  • Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России;
  • академические и отраслевые научные организации;
  • кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей;
  • территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • специализированные инспекции аналитического контроля;
  • авиа- и гидрометеорологические станции и посты;
  • специализированные комбинаты «Радон»;
  • Российский республиканский информационно-аналитический центр Роспотребнадзора;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ;
  • центры гигиены и эпидемиологии и медико-санитарные части Федерального медико-биологического агентства России;
  • сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте;
  • противочумный центр, противочумные станции;
  • территориальные ветеринарные лаборатории;
  • проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центр химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;
  • станции защиты растений;
  • пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений;
  • пограничные пункты по карантину растений;
  • производственные (объектовые) лаборатории других министерств и ведомств РФ;
  • химико-радиометрические лаборатории МЧС;
  • посты радиационного и химического наблюдения.

Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 8 ч.

Готовность организаций СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители организаций СНЛК.

Основная задача Федерального «ЦГиЭ» Роспотребнадзора — участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методической помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.

Основные задачи республиканских, краевых, областных, портовых, городских ЦГиЭ и соответствующих им учреждений на железнодорожном транспорте, ЦГиЭ и медико-санитарных частей Федерального медико-биологического агентства России:

  • проведение санитарно-эпидемиологической разведки в районе ЧС силами создаваемых на их базе формирований (ГСЭР, санитарно-противоэпидемических отрядов);
  • установление вида биологических средств и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
  • осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (согласно области аккредитации лаборатории);
  • проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивных и аварийно химически опасных веществ и зараженных биологических средств, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
  • измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
  • определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах/территориях;
  • установление радионуклидного состава исследуемых проб;
  • определение на контролируемых объектах/территориях загрязненности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья и аварийно химически опасных веществ;
  • руководство работой по санитарно-эпидемиологическому благополучию на подведомственной территории и оказание им методической помощи.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация