2.1. Развитие детей: устоявшиеся догмы и их изменение под влиянием открытий в естествознании и медицине (М.С. Сергеева)
Изменение представлений об анатомо-физиологических особенностях детского возраста следует начать с определения понятия «детский возраст». Античные врачи (Гиппократ, Аристотель, Гален) считали, что детство заканчивается на 7-м году жизни. Такое представление сохранилось до XVII в., о чем свидетельствуют первые медицинские труды, посвященные детским болезням. Итальянский врач Паоло Багеллярд в «Книжке о болезнях детей» (1472), австрийский врач Бартоломео Метлингер в «Регламенте малых детей. Как следует ухаживать за детьми — здоровыми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (1473), английский врач Т. Фэр в сочинениях «Распорядок жизни» (1544) и «Книга о детях» (1545) ограничивают описание детских болезней 7-летним возрастом. Из чего следует сделать вывод, что после 7 лет ребенок считался миниатюрной копией взрослого: имел аналогичное анатомическое строение и схожее течение физиологических процессов. Именно в этот период заканчивался первый видимый этап быстрого роста и формирования тела ребенка, после чего начинается его физическое и интеллектуальное развитие.
В последующие века под влиянием развития патологической анатомии, экспериментальной физиологии и биологии получены первые достоверные данные о формировании зародыша, а также об особенностях развития анатомии и физиологии детского организма. К началу XIX в. выделено три периода в жизни человека: утробное детство, или несамостоятельная жизнь, — этап эмбрионального развития плода; детство — послеродовое развитие ребенка и самостоятельная жизнь.
Рассмотрению двух первых периодов посвящены следующие разделы данной главы.