Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 2 / 8
Страница 1 / 2

Предисловие

Учебник предназначен для учащихся медицинских училищ, колледжей и включает основные научно-практические положения педиатрии — одной из наиболее динамичных и перспективных дисциплин современной медицины.

Педиатрия как клиническая дисциплина — обязательная составная часть подготовки медицинской сестры и фельдшера. «Педиатрия» происходит от двух греческих слов: pais, paidos — «ребенок» и jatreia — «врачевание».

  • Педиатрия развития изучает человеческий организм от рождения до подросткового возраста включительно, основы профилактики отклонений в развитии растущего организма.
  • Педиатрия болезней связана с современными требованиями по оказанию лечебной помощи детям с инфекционными и соматическими заболеваниями.

Как ни странно, но еще 100 лет назад вызывали сомнения и нуждались в аргументации такие, казалось бы, безусловные истины: нужны ли маленькому ребенку гигиенические навыки, отдельная постель, частая смена белья, обязательное купание и прогулки на свежем воздухе.

В настоящее время при организации ухода за ребенком специалисты-медики и родители думают не только о физическом, но и о его душевном благополучии, настаивают на участии отца в родах, стремятся с первой минуты обеспечить пребывание матери рядом с ребенком, причем воспитательный процесс нередко начинают еще до рождения младенца. В родильном доме малыша прикладывают к груди сразу после рождения, при этом терпеливо дожидаются, пока он сам найдет ее по запаху. Младенца оставляют в палате вместе с мамой, а медицинский персонал всегда готов прийти ей на помощь.

В последние 15–20 лет произошли существенные изменения в практике выхаживания детей, особенно недоношенных. Суперсовременное оборудование позволяет выхаживать детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. В стране создана сеть перинатальных центров, обеспеченных всем необходимым для современных технологий выхаживания глубоко недоношенных детей, включая кувезы, специализированные продукты питания и др. Для грудных детей появились современные предметы детской гигиены: электронные весы, детские термометры (налобные, ушные, дистанционные), «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, «антиколиковые» бутылочки, бутылочки с индикатором нагрева, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки, разнообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масла, лосьоны, гели, памперсы-подгузники, средства ухода для полости рта, удобные разовые тампоны, спиртовые и гигиенические салфетки, пеленки-коконы, мойки воздуха и помещений (облучатели-рециркуляторы, климатические комплексы, ионизаторы, озонаторы, беспроводные пылесосы, пароочистители), электронные молокоотсосы, радио- и видеоняни и др.

Особый прогресс произошел в стационарах, где к обычным детским кроваткам добавили гнотобиологические камеры, обеспечивающие стерильные условия ухода, «чистые» помещения, специальные кровати с функцией «невесомости» (сухая иммерсия) для новорожденных, перенесших перинатальную энцефалопатию или родовую травму, инфузоматы, помпы для введения лекарственных средств, небулайзеры и др. Высокотехнологичным стало лечение детей с различными соматическими и инфекционными заболеваниями.

Большое внимание уделяют вопросам стандартизации диагностики и лечения больных детей.

Материал учебного пособия разделен на четыре раздела:

  • диагностика болезней и лечение детей раннего возраста;
  • диагностика болезней и лечение детей старшего возраста;
  • диагностика и лечение инфекционных болезней;
  • практикум и манипуляции.

В приложениях приведены контрольные и справочные материалы по наиболее проблемным вопросам диагностики и лечения.

Фельдшер в современных условиях не столько помогает врачу, сколько исполняет самостоятельную роль при общении с больным ребенком и его родителями или близкими, выступает в роли компетентного специалиста-профессионала. Без знания общих принципов организации лечебно-профилактической помощи детям он не может в полном объеме и на высоком профессиональном уровне осуществлять квалифицированную диагностику и необходимую лечебную помощь. Необходимы знания по уходу не только за больным, но и за здоровым ребенком, учет динамики его развития. Ребенок — это не «миниатюра взрослого», а неповторимая индивидуальность, основы которой закладываются в младенчестве (грудном возрасте), а затем развиваются и совершенствуются с возрастом.

Известно, что один из наиболее критических этапов жизни ребенка — период новорожденности. В этом периоде такие состояния и заболевания, как энцефалопатия, родовая травма, асфиксия, гнойно-септические заболевания, гемолитическая болезнь новорожденных, могут иметь далеко идущие негативные последствия в отношении здоровья ребенка. Быстрый рост ребенка после рождения, значительные потребности в энергообеспечении, пластическом материале, витаминах, минеральных элементах обусловливают напряженность обменных процессов и создают неустойчивое равновесие между их поступлением в растущий организм и необходимой потребностью. Рахит, гипотрофия, расстройства пищеварения, инфекционные поражения у маленьких детей вызывают огромную тревогу, требуют знания современных лекарственных средств, конкретных мер помощи, включая принципы высокотехнологичной помощи. Это касается недоношенных детей и таких тяжелых заболеваний, как ювенильный артрит, болезни крови и эндокринной системы и др.

Ребенок легко подвержен инфицированию, плохо переносит экстремальные для него состояния (гипертермия, обезвоживание), может неблагоприятно реагировать на проведение вакцинации. Именно в детстве человек начинает контактировать с аллергенами — пищевыми, лекарственными, аэроаллергенами и др. Аллергический дерматит и бронхиальная астма — распространенные заболевания, генез которых чаще всего связан с ранним возрастом.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация