только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 18
Страница 1 / 37

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ, ДЕОНТОЛОГИИ, БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА

Казалось бы, что мораль и нравственность должны быть едиными для всех членов данного общества, независимо от какой либо - профессиональной, национальной, религиозной и другой принадлежности человека. С такой точки зрения медики также не должны иметь своей, особой нравственности, своей корпоративной этики. На самом деле это не так. Не зря еще Ф. Энгельс писал, что «каждый класс и даже каждая профессия имеет свою собственную мораль». Правота этого положения видна и из того, что у врачебного сословия такая мораль культивировалась еще с древних времен.

Взаимоотношения врача и больного в процессе обследования и лечения порождает целый ряд моральных проблем. Своеобразие этих взаимоотношений породил свод правил, традиций, положений, регулирующих их. Надо признать, что различные моральные проблемы возникают и в любой другой профессиональной деятельности, где человек имеет дело с себе подобными. Это положение эмпирически было известно давно, но четко его сформулировал в 1834 году в труде «Деонтология, или наука о морали» один из основоположников утилитаризма Иеремия Бентам. Общество рассматривалось им как сумма индивидов, а общественный интерес - как совокупность личных интересов. Согласно этому положению Бентам считал, что целью моральной жизни является «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Он назвал это учение деонтологией, от слов деон - должный и логус - учение - учение о должном поведении при профессиональном или ином общении человека с человеком. К.Маркс считал представления Бентама о таком достижении всеобщего благоденствия наивными и называл его «гением буржуазной глупости» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.2 изд., т.23, с. 624).

Спустя несколько десятилетий после этого учение о должном вошло в обиход врачей ряда стран. Примерно в середине Х1Х века во Франции вышла книга Молля «Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности». В России книга стала известна с 1903 года, когда был осуществлен перевод на русский язык под редакцией Я. Левенсона (СПБ, 1903). Пионер отечественного монографического исследования по деонтологии Н.Н.Петров подверг резкой критике Молля. Он считал, что тот просто перенес утилитарную деонтологию Бентама в медицину: «Взамен истинно деонтологических широких общественных интересов, ?выдвигались на первый план сословные и личные интересы самих врачей, иногда чисто материальные, иногда - научно-карьерные, лишь отчасти скрашенные требованиями общечеловеческой морали?» писал Н.Н.Петров.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация