только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 19 / 43
Страница 1 / 20

Глава 17. ИНДУЦИРОВАННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: ИСТОРИЯ И ИСТЕРОДЕМОНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС

17.1. Этноэкология и история ментальных эпидемий

Одним из динамично развивающихся научных направлений, лежащих на стыке естественных и гуманитарных дисциплин, является ментальная этноэкология. Синергетический биопсихосоциодуховный подход позволяет определить ментальную этноэкологию как зону сотрудничества этнографии и фольклористики, религиоведения и социологии, психологии и психотерапии, психиатрии и наркологии, ментальной экологии и ментальной медицины. Исторически наиболее ранним предметом ментальной этноэкологии являются психические заболевания, получившие в XIX в. название «истеродемонических»: шаманская болезнь, мэнэрик, эмиряченье, икота, шева, лишинка, кила и др., обозначаемые в психиатрии как индуцированные нервно-психические расстройства, лежащие в основе развития психических эпидемий (ПЭ).

Выделение социально-психологических механизмов возникновения ПЭ возможно только при анализе исторических форм истеродемонических расстройств, теснейшим образом связанных со специфическими формами традиционной духовной культуры.

Связь шаманства и шаманской болезни с нервными и психическими расстройствами у различных народов Севера и Сибири отмечена в работах многих этнографов (Ксенофонтова, 1928; Мицкевич, 1929; Попов, 1947) Н. А. Алексеев (1984), проанализировавший роль шаманской болезни в развитии идей избранничества у тюркоязычных народов Сибири показал, что будущий шаман переносил психический недуг, хотя мучения лиц, обречённых стать шаманами интерпретировались тюрками Сибири по-разному.

О роли психических расстройств, оказывающих влияние на формирование aнимистичecкиx магических представлений, С. П. Давиденков (1947) писал: «Как только распространились и укрепились анимистические представления, какие-то прямые соотношения с духами стали неизбежны, и здесь получили особую ценность такие качества высшей нервной деятельности, как способность впадать в более или менее глубокие гипноидные состояния с частичным бодрствованием некоторых отделов коры, со снами наяву, с самовнушенными галлюцинациями и т. п., то есть все то, что характерно для истерии... Эта истеричность, как известно, может поддаваться значительному дальнейшему ухудшению при ее тренировке в неблагоприятном смысле».

Для продолжения работы требуется вход / регистрация