только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 17 / 32
Страница 1 / 32

Глава 14. Болевой синдром у детей

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Боль - важнейший и наиболее частый симптом, с которым сталкивается врач.

Под хронической понимают боль, рецидивирующую или длящуюся 3 мес и более. Первые болевые эпизоды с высокой вероятностью сформируются в хронические, если продолжаются более суток, повторяются трижды в первую неделю дебюта, сопровождаются головной болью, а также возникают у детей с эмоциональными проблемами и у детей, мать которых определяет свое здоровье как плохое.

Боль - неприятные сенсорные или эмоциональные ощущения, ассоциируемые с острым или потенциально возможным разрушением тканей и описываемые в терминах такого разрушения. Для оказания помощи пациенту с болью необходимо выяснить время ее возникновения, степень интенсивности (постоянная, флюктуирующая, позволяет ли спать), основную локализацию, иррадиацию, предшествующие факторы и сопутствующую симптоматику.

Клинически необходимо выделять боли поверхностные и глубокие. Поверхностные боли чаще очень четко локализованы, острые, связанные с изменениями кожи или близко расположенных структур. Глубинные боли тупые, локальность их выражена меньше, они иррадиируют в соседние регионы или по зонам Захарьина-Геда. От них необходимо дифференцировать фантомные боли. Последние обычно еще менее локальны, мало поддаются действию анальгетиков.

Боли, связанные с нервными стволами, включают:

•  периферические невропатии (дегенеративные);

•  боли от сдавления (например, туннельный, в том числе карпальный, синдром, наличие перелома в анамнезе, торакотомия с последующими межреберными болями, грыжесечение с последующим сдавлением илиоингвинального нерва);

•  радикулопатии (наиболее типичное проявление - боли в спине с иррадиацией в соматом);

•  каузалгии (симпатические боли);

•  невралгии.

Оценивают боли у детей с учетом их возраста. Используют такие критерии, как поза, специфический дистресс, выражение лица, вокализация (характер плача), рефлексы, сердцебиение, АД, дыхание, парциальное напряжение кислорода в крови (при чрескожном измерении), потовый тест. Применяют также лабораторные показатели - определяют концентрацию катехоламинов, гормонов роста, ГК, глюкагона, инсулина, эндорфинов. Для детей 3 лет и старше применимы визуально-аналоговая шкала, болевой термометр, проективные тесты, опросные листы, дневники, шкала качества жизни.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация