только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 23 / 31
Страница 1 / 16

Глава 20. Применение телемедицинских технологий при остром коронарном синдроме

Е.В. Котельникова, О.М. Посненкова, В.И. Гриднев

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, телемедицина (ТМ) — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также непрерывного образования в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ [1].

С этой точки зрения телемедицинские технологии (ТМТ) представляют собой информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента. Термин ТМТ наиболее часто используется в официальной нормативно-правовой, методической и иной документации [2]. Интеграция ТМТ как в систему первичной помощи (на до- и постгоспитальном этапах), так и структуру стационарной помощи, имеет целью повышение ее доступности, эффективности и качества.

Клиническая телемедицина (ТМ «врач–врач») — это технология дистанционного взаимодействия лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) и/или уполномоченных медицинских работников (врачей, среднего медперсонала, можно при непосредственном участии пациента) между собой с применением ТМТ; направлена на поддержку принятия клинических решений, обеспечение своевременной интерпретации результатов диагностических исследований, высокого качества и положительных исходов лечебно-диагностического процесса [3].

Основные формы применения клинической ТМ [4].

1. Дистанционное консультирование в форматах коммуникаций «врач–врач» и «врач–пациент» в ситуациях:

  • плановое диспансерное обследование;
  • повторное консультирование пациента с установленным заболеванием;
  • принятие решения о способе лечения/профилактики/реабилитации;
  • интерпретация результатов медицинских исследований;
  • предоставление рекомендаций в критических ситуациях (невозможность связи с персоналом СМП или ЛПУ).

2. Дистанционный мониторинг показателей здоровья с применением мобильных диагностических устройств:

  • мониторинг функциональных показателей пациента с установленным заболеванием;
  • мониторинг необходимых показателей пациента с целью уточнения (подтверждения) диагноза;
  • получение «второго мнения» от специалиста с целью уточнения (подтверждения) диагноза;
  • профессиональный мониторинг здоровья спортсменов, представителей «опасных» профессий;
  • мониторинг здоровья лиц пожилого и старческого возраста.

3. Хранение медицинских данных, электронных историй болезни/амбулаторных карт пациентов.

4. Обеспечение возможности выписки и приобретения лекарственных препаратов в аптечной сети, проверка непротиворечивости назначений («электронная аптека»).

Пациент-центрированная телемедицина (телемедицина «пациент–врач») — это ТМ на основе дистанционного взаимодействия пациента (или его законного представителя) и медицинского работника с применением ТМТ. Ее использование направлено на контроль и управление показателями здоровья (включая контроль течения патологических процессов, обеспечение приверженности лечению и т.д.) и факторов образа жизни человека, находящегося в привычной жизненной обстановке. В рамках деятельности основных участников телемедицинского процесса появляется возможность непрерывного диспансерного наблюдения, повышения качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями, минимизации рисков развития осложнений, а также более эффективного использования ресурсов как системы здравоохранения, так и пациентов [3].

Пациент-центрированная ТМ предполагает следующие формы:

  • подготовка к офисному визиту к врачу;
  • поиск информации о диагнозе и назначениях, сделанных врачом во время офисного консультирования;
  • получение «персонализированной» информации о здоровье;
  • электронная доставка пациенту медицинских документов (результатов анализов, исследований, консультаций, а также выписок, заключений и др.);
  • персональные рекомендации;
  • электронные напоминания о необходимости выполнения рекомендаций;
  • дистанционное консультирование своим лечащим врачом;
  • дистанционный мониторинг функциональных показателей и контроль назначенного лечения;
  • дистанционное получение «второго экспертного мнения»;
  • «виртуальный» дистанционный визит к врачу.

Существующее в зарубежной практике разделение ТМ на «собственно телемедицину» (как способ обмена информацией медицинского характера между пациентами, врачами и клиниками) и «телездравоохранение» (teleНealth) становится принципиально важным в сфере российского здравоохранения и, вероятно, найдет свое отражение в его нормативной базе. Объем управления ресурсами и службами здравоохранения отличает телездравоохранение от собственно ТМ, определяя последнюю как «предоставление только удаленных медицинских услуг (диагностика, мониторинг)», в то время как телездравоохранение дополнительно включает профилактическую, информационно-образовательную и лечебную помощь [5], то есть неклинические области приложения. Американская ассоциация ТМ применяет термины «телездравоохранение» и «телемедицина» как синонимы, хотя признает, что «телездравоохранение» можно использовать для всей удаленной системы, не связанной с активной клинической деятельностью. Всемирная организация здравоохранения трактует термин ТМ в более широком смысле, для описания всех аспектов здравоохранения, включая профилактику [6].

Для продолжения работы требуется вход / регистрация