Несмотря на определенные успехи в развитии современной стоматологии, стоматологическая заболеваемость детей остается высокой.
Рост распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний обусловлен низким уровнем санитарно-гигиенических знаний и навыков, нерегулярными посещениями детьми стоматолога. Кризис школьной стоматологии в 1990-х годах, выразившийся в повсеместном закрытии школьных стоматологических кабинетов, привел к резкому снижению охвата детского населения плановой санацией, росту стоматологической заболеваемости, особенно кариесом постоянных зубов и его осложнениями.
В настоящее время проводится большая работа по формированию здорового образа жизни, создаются направления по развитию профилактической медицины и реализации программ по диспансеризации населения, особенно детского.
Укрепление стоматологического здоровья тесно взаимосвязано с мероприятиями по поддержанию общего здоровья ребенка. Современная концепция общественного здравоохранения большинства развитых стран ориентируется на интегрированный подход путем снижения или устранения рисков, являющихся причиной возникновения заболеваний, в том числе и стоматологических.
Результативность долгосрочных профилактических программ возможна при полноценном функционировании всех звеньев предоставления профилактической помощи детям, начиная с антенатального периода развития, младенческого, дошкольного, школьного возраста и продолжая на входе во взрослую жизнь. Одним из наиболее весомых звеньев этой цепи является школьная стоматология, когда ребенок в течение 8-10 лет может получать комплексную профилактическую помощь.
На сегодняшний день работа школьных стоматологических кабинетов осуществляется на основе принципов, предложенных еще в 1970-х годах и видоизменившихся на практике за счет изменения условий работы и финансирования.