4.1. заболеваемость и травматизм у юных спортсменов
Нередко можно слышать мнение, что спорту вообще присущи «легкие формы» травм, что на занятиях и соревнованиях будто бы невозможно обойтись без небольшого числа повреждений. Такое мнение, ошибочное по существу, дезориентирует преподавателей и врачей, не создает у них определенной профилактической направленности в работе с детьми и подростками, занимающимися спортом. Между тем ведущие травматологи считают, что свыше 90% причин спортивного травматизма являются легко устранимыми и ликвидация их зависит от тренера и врача, от знания ими своего дела, от проводимой профилактической воспитательной работе.
Причины травматизма разнообразны. Условно выделяют группы внешних и внутренних причин.
Группа причин внешнего порядка включает погрешности в состоянии мест занятий, оборудования и инвентаря, а также недостатки в методике и организации занятий и соревнований (плохо оборудованная площадка, неровности ее, скользкий пол, тесная или слишком свободная обувь участников, плохое освещение и пр.).
В группу внутренних причин входят: недостаточная физическая подготовка спортсмена; длительный перерыв в занятиях, ведущий к «растренировке»; значительное утомление спортсменов на занятии, ведущее к расстройству координации, ритма движений, а также понижению внимания; недостаточная готовность определенных мышечных групп и всего организма к выполнению упражнений, в основном это неправильная разминка или ее отсутствие. Как исключение, повреждения
наблюдаются вследствие несерьезного отношения отдельных занимающихся к тренировочной работе, неуместных шуток, грубости и пр.
Огромное значение в предупреждении травматизма имеет правильная организация учебно-тренировочных занятий. Многие наблюдения показали, что из общего числа зарегистрированных случаев спортивных повреждений более 2/3 связаны с погрешностями в организации занятий. Если же учебно-тренировочные занятия организованы правильно, в соответствии с требованиями педагогики и гигиены, то резко снижается сама возможность травм у занимающихся.