Действия ребенка с реальными предметами окружающего мира начинаются еще в младенческом возрасте, но в течение детства они существенным образом меняются, усложняются, становятся осмысленными и целенаправленными. С возрастом ребенок переходит от примитивных действий с предметами к более сложным продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, аппликации, конструированию. Восприятие формы, цвета, величины, пространственных отношений формируется в процессе осмысленной деятельности ребенка с самими предметами. Глубокие качественные изменения в зрительном восприятии формы состоят в том, что ребенок постепенно переходит от вычленения отдельных составляющих частей фигуры к сравнению, сопоставлению объекта или его частей с другими объектами или предложенным образцом.
Выполнение ребенком сложных манипуляций с предметами самостоятельно и по показу взрослого в период младенчества способствует развитию нового отношения к предметам, усвоению их функционального назначения, закрепленного за ними в общественном опыте.
На основе приобретенного жизненного опыта и в результате обучения к трехлетнему возрасту начинают формироваться новые виды деятельности, которые становятся определяющими в психическом развитии ребенка. Это игра и продуктивные виды деятельности. Все продуктивные виды деятельности не только выражают определенные результаты психического развития ребенка, но и обеспечивают его развитие, способствуют совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (Мухина В.С., 2004).
Анализ широкого ряда психолого-педагогических работ, изучение опыта практической работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов дает основание полагать, что занятия продуктивными видами деятельности могут также оказать значительное влияние на формирование саморегуляции как общей способности к учению у старших дошкольников.