8.1. ВОЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТА ПРИ АРИТМИЯХ
По имеющимся данным, медицинские проблемы, включая и аритмии, очень редко приводят к транспортным происшествиям. Среди 3000 несчастных случаев при вождении личного автотранспорта только 0,8% было вызвано аритмиями. По данным европейских стран, 0,1% дорожно-транспортных происшествий коммерческого транспорта связаны с медицинскими проблемами, из которых только 10-25% обусловлены кардиологическими расстройствами.
Рассмотрим риск развития преходящих нарушений сознания при различных аритмиях и ограничение допуска к вождению транспорта на основе рекомендаций экспертов European Working Group on Driving and Cardiovascular Disease (табл. 8.1-8.4).
Таблица 8.1. Допуск к вождению транспорта пациентов с желудочковыми аритмиями
| | Коммерческий автотранспорт |
Желудочковая ЭС и неустойчивая ЖТ при отсутствии заболеваний сердца | Нет ограничений вождения, нет препятствующих симптомов | Нет ограничений вождения при желудочковой ЭС и асимптомной мономорфной неустойчивой ЖТ. Вождение следует прекратить при полиморфной неустойчивой ЖТ независимо от симптомов и при мономорфной неустойчивой ЖT с препятствующими симптомами до достижения удовлетворительного контроля и после оценки специалиста. При показаниях для ИКД используются соответствующие правила |
Продолжение табл. 8.1
| | Коммерческий автотранспорт |
Устойчивая ЖТ при отсутствии заболеваний сердца | Вождение должно быть прекращено при препятствующих симптомах. Вождение возможно только после оценки специалистом и удовлетворительном контроле аритмии | Вождение должно быть прекращено при препятствующих симптомах. Вождение возможно только после оценки специалистом и удовлетворительном контроле аритмии. При показаниях для ИКД используются соответствующие правила |
Желудочковая ЭС и неустойчивая ЖТ при заболевании сердца | Нет ограничений вождения, если нет других препятствующих состояний (см. СН, ишемиче-ская кардиомиопа-тия) | Вождение возможно при желудочковой ЭС и мономорфной ЖТ и отсутствии других препятствующих состояний. При полиморфной неустойчивой ЖТ требуется индивидуальная оценка |
Устойчивая ЖТ при заболевании сердца | Вождение должно быть прекращено до достижения удовлетворительного контроля аритмии и отсутствии других осложняющих состояний (СН, ишемиче-ская кардиомиопа- тия, ИКД) | Вождение должно быть прекращено до достижения контроля аритмии ≥3 мес при отсутствии других препятствующих состояний (СН, ишемическая кардиомиопатия, ИКД) |
ИКД для вторичной профилактики | Вождение запрещено на 3 мес | |
ИКД для первичной профилактики | Вождение запрещено на 2 нед | |
ИКД после адекватного разряда | Вождение запрещено на 3 мес | |
ИКД после неадекватного разряда | Вождение запрещено до тех пор, пока не будут предприняты меры для предупреждения неадекватных разрядов | |
Окончание табл. 8.1
| | Коммерческий автотранспорт |
Обморок или двунаправленная веретенообразная ЖТ в анамнезе или Q-Tc >500 мс | Запрещено до адекватного лечения с оценкой эффективность специалистом | |
Таблица 8.2. Допуск к вождению транспорта пациентов с наджелудочковыми аритмиями
| | Коммерческий автотранспорт |
ФП, ТП, предсердная тахикардия | Вождение можно продолжить при отсутствии обмороков. При обмороках вождение следует прекратить до удовлетворительного контроля/лечения заболевания | Вождение можно продолжить при отсутствии обмороков и приверженности рекомендациям по антикоагуляции. При обмороках вождение следует прекратить до лечения причины и низкого риска рецидивов. Контроль ЧСС во время тахикардии должен быть адекватным. Вождение можно возобновить только после медицинской оценки |
АВУРТ, АВ-реципрокная тахикардия, предвозбужде-ние и WPW | При обмороках вождение следует прекратить до удовлетворительного контроля/лечения заболевания | Вождение можно продолжить при отсутствии обмороков или других значимых симптомов (сердцебиение с головокружением). В противном случае вождение прекратить до эффективного лечения причины с достижением низкого риска рецидивов. В случае предвозбуждения возобновить вождение можно только после оценки специалистом |
Таблица 8.3. Допуск к вождению транспорта пациентов с брадиаритмиями
| | Коммерческий автотранспорт |
| Без ограничений, если нет головокружений и обмороков | Без ограничений, если нет головокружений и обмороков |
Окончание табл. 8.3
| | Коммерческий автотранспорт |
Синдром слабости синусового узла | При обмороках вождение прекратить до эффективного лечения (обычно имплантации кардиостимулятора) | При обмороках или внезапной потере трудоспособности вождение прекратить до эффективного лечения (обычно имплантации кардиостимулятора). Вождение можно возобновить только после медицинской оценки |
АВ-блокада (исключая БНПГ и врожденную АВ-блокаду) | При обмороках или внезапной потере трудоспособности вождение прекратить до имплантации кардиостимулятора или устранения блокады другим способом | При обмороках вождение прекратить до имплантации кардиостимулятора или устранения блокады другим способом. Вождение можно возобновить только после медицинской оценки |
Двух- и трехпучковая блокада | При появлении обмороков кардиостимулятор должен быть имплантирован до возобновления вождения | При появлении обмороков кардиостимулятор должен быть имплантирован до возобновления вождения. При альтернации БПНПГ и БЛНПГ кардиостимулятор должен быть имплантирован, независимо от симптомов |
| При наличии обмороков или других значимых симптомов вождение должно быть прекращено до имплантации кардиостимулятора | Вождение запрещено до имплантации кардиостимулятора |
Таблица 8.4. Допуск к вождению транспорта пациентов с обмороками
| | Коммерческий автотранспорт |
Обморок во время тяжелого заболевания или травмы, с потерей объема и/или сильной ваготонией, даже при повторении при подобных обстоятельствах | | |
Обморок во время медицинской процедуры, даже при повторении при подобных обстоятельствах | | |
Окончание табл. 8.4
| | Коммерческий автотранспорт |
Единичный рефлекторный обморок вазовагальной или каротидной природы, не возникающий во время активности высокого риска | | |
Ситуационный обморок вследствие ночного мочеиспускания или дефекации, даже при повторении при подобных обстоятельствах | | Нет ограничений. Необходимо убедиться в ней-рорегуляторной природе события |
Рецидивирующий рефлекторный обморок вазовагальной или каротидной природы | Вождение разрешено, если нет рецидивов в течение 6 мес | |
Рецидивирующий или тяжелый ситуационный обморок вследствие кашля или глотания | Вождение разрешено, если нет рецидивов в течение 6 мес | |
Отметим, что исследований по оценке нарушений сердечного ритма и проводимости при вождении транспорта весьма недостаточно, поэтому большинство рекомендаций основано на экстраполяции имеющихся данных и являются эмпирическими.
8.1.1. ЖЕЛУДОЧКОВЫЕ АРИТМИИ
Желудочковые ЭС и неустойчивая ЖТ без структурного поражения сердца безопасны и не являются ограничением для вождения транспорта. Заболевания сердца исключаются после обследования (эхокар-диография, стресс-тест). Если есть сомнения в наличии коронарной болезни, особенно у мужчин старше 40 лет, показана компьютерная томографическая ангиография. При заболеваниях сердца желудочковые аритмии могут повышать риск ВСС.