только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 9
Страница 25 / 121

Часть I. Общая физиология

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2- й период (6-8 лет). Возраст начала системного обучения (школа), происходит резкая смена социальных условий. Меняется образ жизни ребенка (новые обязанности, снижение двигательной активности за счет роста статических и умственных нагрузок).

3- й период (12-14 лет, пубертатный). Резкое повышение активности эндокринной системы, гипоталамуса приводит к изменению взаимоотношения подкорковых структур и функций коры больших полушарий. В результате контроль подростка своего поведения снижается. Одновременно ужесточаются социальные требования к подросткам («Ты же уже взрослый!») и повышается их самооценка («Я же личность!»). Нервная система подростка становится очень возбудимой, а личность - ранимой.

Особенности физиологического развития ребенка, так же как и психического, определяются внутренними (морфофункциональными) факторами и внешними условиями индивидуального развития. В дальнейшем критические периоды могут возникать как результат резкого изменения социально-средо-вых факторов (смерть близких, распад семьи в результате развода родителей и т.п.) и их взаимодействия с процессом внутреннего морфофункционального развития (например, тяжелая болезнь).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В главе были изложены основные понятия физиологии как науки. Приведены разделы этой дисциплины, названы методы, применяемые в физиологии. Рассмотрены свойства живого организма, принципы работы регуляторных систем. Приведены краткие исторические сведения о развитии физиологии, о периодах развития организма человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте физиологию как науку. Дайте определение физиологической функции и физиологической системы.

2. Назовите методы, применяемые в физиологии.

3. Что понимают под положительной и отрицательной обратной связью?

Глава 2. Основы клеточной физиологии

Функции организма выполняются органами и системами органов, состоящих из тканевых элементов. Главный тканевый элемент - клетка. Иными словами, выполнение функций организма определяется функциями клеток. Любую из функций клетки осуществляют при помощи конкретных белков, информация о химической структуре которых записана в эндогенной клеточной программе - генах (сумма генов - клеточный геном).

В этой главе рассмотрены функции отдельных органоидов клетки, а также функции клеток, осуществляемые при помощи сочетанной работы разных органелл. Это - внутриклеточная подвижность (молекулярные моторы, или хемомеханические преобразователи), деградация внутриклеточного и поглощенного клеткой материала (внутриклеточное пищеварение), клеточный цикл и его регуляция. Реализация генетической информации и ее регуляция имеется в руководствах по биологии.

2.1. Структурно-функциональные особенности клеточных элементов

2.1.1. Органеллы

Клетка состоит из трех основных компартментов: плазматической мембраны, ядра (включая ядерный геном) и цитоплазмы (цитозоль с находящимися в нем структурированными субклеточными единицами - органеллами). Цитозоль содержит органеллы, цитоскелет и включения. Органелла (органоид) - специализирующийся на выполнении конкретной функции и метаболически активный компонент цитоплазмы. К органеллам относят свободные рибосомы, гранулярную эндоплазматическую сеть (шероховатый эндоплазматический ретикулум), гладкую эндоплазматическую сеть (гладкий эндоплазматический ретикулум), митохондрии, комплекс Гольджи, центриоли, окаймленные пузырьки, лизосомы и пероксисомы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Opгaнeллы клетки: ЭΠP - эндoплaзмaтичecкий рeтикyлyм. Источник: J.E. Hall (2016)