только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 13
Страница 1 / 24

Раздел 1. Рынок и здравоохранение

1.1. Общие понятия о рынке, предпринимательстве, собственности и общественном благе

Научные исследования в сфере экономики определяют рынок как институт или механизм, соединяющий покупателей и продавцов (поставщиков) конкретных товаров и услуг. Данным механизмом является деятельность субъекта рынка в сфере продвижения товаров/услуг с целью извлечения прибыли и достижения максимальной потребительской удовлетворенности. Рынки могут принимать разнообразные формы и носить локальный, национальный, а также международный характер. Сделки на них могут осуществляться как в результате личного контакта участников, так и на бесконтактной основе.

В основе рыночной экономики лежат частная собственность на производственные ресурсы и свобода выбора людьми сферы своей экономической деятельности, свобода заключения сделок и контрактов. Личная выгода — движущая сила этой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма.

Путем согласования спроса и предложения товаров и услуг на различных рынках в такой экономике решаются три основных вопроса: что производить, как производить и для кого производить.

Что производить в рыночной экономике, определяется голосованием с помощью денежных средств потребителя, путем выбора и покупки того или иного товара и услуги. Как производить — конкуренцией между различными независимыми производителями, поскольку единственный способ выиграть в конкурентной борьбе и увеличить свою прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, а значит, использовать наиболее эффективные технологии и методы производства. Решение вопроса, для кого производить, обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства, определяющих уровни заработной платы, ренты, процентов и прибыли, из которых складываются доходы людей, формирующие спрос на товарном рынке.

В рыночной экономике взаимодействие конкурирующих покупателей и продавцов определяет в каждый данный момент систему цен на товар, услугу и ресурсы, которая через механизм прибылей и убытков сигнализирует о том, что следует или не следует производить в будущем. Система цен в рыночной экономике играет решающую роль в передаче информации между производителем и потребителем, является сигнальной системой в децентрализованном процессе принятия оперативных решений в экономике. Производятся только те товары и услуги, доход от которых покрывает все издержки и приносит прибыль, в противном случае производство сокращается, а соответствующая продукция не производится. Расширение и сокращение производства являются саморегулируемыми процессами в рыночной экономике.

В конкурентной рыночной экономике существует суверенитет потребителя, поскольку стремление получать прибыль заставляет поставщиков товаров и услуг бороться за деньги потребителей и руководствоваться в своей деятельности их запросами и требованиями. Рыночная система через ценовой механизм доводит до сведения поставщиков продукции и ресурсов изменения во вкусах и запросах потребителей и тем самым способствует корректировке распределения ресурсов народного хозяйства. Конкуренция за покупателя и клиента заставляет производителей постоянно улучшать свою технику и технологию, удешевлять свою продукцию, что стимулирует научно-технический прогресс в экономике.

Конкуренция производителей способствует возникновению единства личных и общественных интересов; направляемая «невидимой рукой» рынка, она заставляет корыстные мотивы частных поставщиков товаров и услуг служить общественной пользе, стимулирует их заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов экономики.

Таким образом, основным преимуществом рыночной экономики является постоянное стимулирование повышения эффективности производства, а в условиях свободной конкуренции производителей и продавцов товаров и услуг хозяином на рынке становится потребитель, формируются основы социального рыночного хозяйства, служащего интересам человека.

Другое важнейшее преимущество рыночной системы, основанной на свободе выбора и договорных отношений, — отсутствие внеэкономического принуждения и сотрудничество граждан на добровольной основе, т.е. ее демократический характер, в отличие от командно-административной системы. Таким образом, рыночная экономика создает базис для личной свободы граждан и утверждает демократию в обществе. К проявлениям этой свободы относится предпринимательство в самых различных формах и разновидностях.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на системное и постоянное извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только по размеру полученной прибыли, но и по изменению стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все ее институты. Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют технологическое и социальное предпринимательство (СП).

В современной западной литературе рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом рынок услуг имеет ряд особенностей, таких как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер; высокая скорость оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла; преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью их транспортировки и складирования, особенностями процесса оказания услуг, связанных с личным контактом производителя и потребителя; индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях, высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли; неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг, наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация