только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 31 / 46

Часть I. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ И ФАКТОРОВ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Ресурсы и деятельность системы здравоохранения РФ в динамике с 2012 по 2018 г.

3.1. Финансирование здравоохранения

Общая структура системы здравоохранения в РФ и ее финансирование подробно описаны во 2-м издании монографии «Здравоохранение России. Что надо делать», 20151. По способу финансирования в здравоохранении РФ сложилась смешанная модель, в которой участвуют и средства населения (частные), и государственные (или общественные) средства. За счет государственных средств оплачиваются Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), инвестиционные расходы, содержание федеральных учреждений, в том числе образовательных организаций, санитарно-эпидемиологическая служба и др. Население оплачивает медицинскую помощь как напрямую, путем оплаты медицинских услуг в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, так и через систему добровольного медицинского страхования (ДМС).

В РФ в 2018 г. общие расходы на здравоохранение составили 5,1 трлн рублей, из них государственные расходы - 65% (3,32 трлн руб.), частные (личные расходы граждан и ДМС) - 35% (1,79 трлн руб.). В «новых» странах ЕС доля личных расходов ниже и составляет 27% (рис. 71).

Рис. 71. Структура общих расходов на здравоохранение в РФ в 2018 г.

Государственные расходы на здравоохранение в 2012-2018 гг.

Государственное финансирование формируется из следующих источников: федеральных и региональных налогов, которые собираются в федеральном бюджете и в консолидированных бюджетах субъектов РФ, а также взносов в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Это взносы за работающее население (5,1% ФОТ, которые уплачивают работодатели), и взносы регионов за неработающее население. Все средства ОМС аккумулируются в Федеральном фонде ОМС (ФОМС) (рис. 72).

На рис. 73 представлена структура распределения государственных расходов на здравоохранение. Видно, что на оказание медицинской помощи тратится около 85% средств, из которых 70% идут в фонд оплаты труда (ФОТ).

Рис. 72. Формирование источников государственного финансирования в РФ

Прежде чем государственные средства попадут в медицинские организации и пойдут на оплату труда врачей и другие статьи расходов, они пройдут по достаточно сложной цепочке их сбора, аккумулирования и распределения. Эта схема упрощенно представлена на рис. 118 и описана в разделе 5.6.

Рис. 73. Структура распределения государственных расходов на здравоохранение

__________________________
1 Здравоохранение РФ. Что надо делать / Г.Э. Улумбекова. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.

Все государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. составили 3316 млрд рублей1. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они возросли на 45%, но в постоянных ценах (2012 г. - 100%) снизились на 4% (табл. 2). Из них расходы федерального бюджета (без учета расходов на ВМП) в 2018 г. составили 537,3 млрд рублей2. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они снизились на 4%, в постоянных ценах - на 37% (см. табл. 2).

Расходы бюджета ФОМС (с учетом расходов на ВМП) в 2018 г. составили 1 988,5 млрд рублей3. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они возросли в 2,1 раза, а в постоянных ценах - в 1,4 раза (см. табл. 2).

Однако расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ с 2012 по 2018 г. в текущих ценах остались на одном уровне, а в постоянных ценах - снизились на 34%, и в 2018 г. составили 790,1 млрд рублей (см. табл. 2). Это свидетельствует о том, что после уплаты из консолидированных бюджетов в ФОМС взносов за неработающее население у регионов значительно снижаются возможности для финансирования здравоохранения по другим статьям расходов. Для справки: в 2016 г. дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий (то есть разница между запланированными на эту программу средствами и фактическими расходами) за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 164,4 млрд рублей (это 20% фактических расходов на здравоохранение консолидированных бюджетов регионов за 2016 г.).

__________________________
1 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (форма по ОКУД 0507021).
2 Отчет об исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3 Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда (ФОМС) (форма 0503117).