только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 45 / 46

Часть I. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ И ФАКТОРОВ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. Объемы медицинской помощи

Сокращение мощностей системы здравоохранения в период с 2005 по 2018 г. не могло не сказаться на снижении объемов бесплатной медицинской помощи. В табл. 6 представлена динамика фактических объемов медицинской помощи с 2012 по 2018 г. Видно, что за этот период объемы медицинской помощи сократились по всем ее видам: число госпитализаций сократилось на 6%, число посещений на одного человека в год сократилось на 12%, число вызовов скорой медицинской помощи (СМП) - на 3%. И это произошло на фоне роста заболеваемости населения (см. раздел 1.2).

Таблица 6. Динамика фактических объемов медицинской помощи1

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2017/ 2012 гг.

Число госпитализаций на 100 человек в год (ЕМИСС)

21,8

21,1

21,4

20,8

20,6

-

-

-6%

Число выбывших из стационара, включая умерших, на 100 человек

21,5

21,6

21,4

21,0

20,8

20 4

20,3

-6%

Число посещений на одного жителя в год, всего

9,5

9,5

9,1

8,8

8,4

8,4

8,4

-12%

Число вызовов СМП на одного жителя в год

0,310

0,344

0,313

0,314

0,311

0,301

0,301

-3%

В табл. 7 представлены плановые (нормативные) объемы медицинской помощи по ПГГ. Обращает на себя внимание, что с 2012 по 2019 г. произошло снижение нормативных значений объемов медицинской помощи (в расчете на одного человека в год) по основным, наиболее массовым ее видам. Так, объемы СМП сократились на 6%, объемы специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - на 25%. Даже объемы амбулаторно-по-ликлинической помощи были сокращены на 8%. Предусмотренное увеличение за этот же период объемов медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 17%, а также появление других видов помощи - медицинской реабилитации в условиях стационаров и паллиативной помощи не может компенсировать сокращение объемов по ее наиболее массовым видам. Это во многом отражает неверное планирование. Такое планирование гарантированных населению объемов медицинской помощи не отражает тенденции к увеличению потоков больных, в том числе выявленных в процессе проводимой в стране с 2013 г. диспансеризации.

Таблица 7. Динамика изменения нормативных значений объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий2

Виды и условия оказания медицинской помощи

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019/2012 гг.

Скорая медицинская помощь, вызов

0,31 8

0,318

0,318

0,318

0,300

0,300

0,300

0,300

-6%

Aмбyлaтopнo-пoликлиничecкaя медицинская помощь, всего посещений

9,700

9,512

9,844

10,108

9,088

9,088

9,088

8,962

-8%

Посещения с профилактической целью

-

2,400

2,770

2,900

2,350

2,350

2,350

2,880

+20%

Посещения для профилактических медосмотров, диспансеризации

-

-

-

-

-

-

-

0,790

Обращения по поводу заболевания

-

2,100

2,120

2,150

1,980

1,980

1,980

1,770

-16" о

Посещения по неотложной медицинской помощи

-

0,560

0,460

0,500

0,560

0,560

0,560

0,560

0%

Медицинская помощь в условиях дневных стационаров, случай лечения

0,053

0,057

0,068

0,068

0,060

0,060

0,060

0,062

17%

Специализированная медицинская помощь

в стационарных условиях, случай госпитализации

0,232

0,216

0,197

0,193

0,172

0,172

0,172

0,174

-25%

В том числе по профилю «онкология»

-

-

-

-

-

-

-

0,0091

-

Медицинская реабилитация, кoйкo-дeнь

-

-

0,030

0,033

0,039

0,039

0,048

-

+60" о

Медицинская реабилитация, случай госпитализации

-

-

0,002

0,002

0,002

0,002

0,003

0,004

+163%

Паллиативная медицинская помощь, кoйкo-дeнь

-

0,077

0,092

0,092

0,092

0,092

0,092

0,092

+19%

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭKO), случай

-

-

-

-

-

0,0005

-

Высокотехнологичная медицинская помощь, случай госпитализации

-

-

-

-

0,0047

0,006

0,006

-

-

______________________________
1 Источники: сборники ЦНИИОИЗ Минздрава России «Основные показатели здравоохранения».

2 Данные за 2012-2014 гг. - за счет всех источников. Данные за 2015-2019 гг. - без учета средств федерального бюджета.

3.5. Лекарственное обеспечение населения

В данном разделе кратко рассмотрены вопросы лекарственного обеспечения населения РФ. Более подробный анализ этого вопроса проведен в разделе 5.5. В 2017 г. государственные и личные расходы населения на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в РФ составили 350 $ППС (1 $ППС = 24,34 рубля)1 на душу населения. Это на 15% меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (410 $ППС) и в 1,7 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (600 $ППС) (рис. 85).

Государственные расходы по этой статье в РФ составили 65 $ППС на душу населения в год, что в 2,8 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (185 $ППС), и в 6,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (415 $ППС)2 (см. рис. 85).

Рис. 85. Подушевые расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и странах ОЭСР (2016)

В доле ВВП государственные расходы на ЛП и ИМН в РФ составили 0,25%, что в 2,4 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (0,6%), и в 4,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (1,1%) (рис. 86).

Рис. 86. Расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в доле ВВП, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и странах ОЭСР (2016)

_______________________________
1 По данным Росстата в 2017 r. Доллар ППС - доллар, оцененный по паритету покупательной способности, - соотношение валют разных стран, установленное по покупательной способности этих валют применительно к определенному набору товаров и услуг (по всему ВВП).

2 Данные по странам ЕС представлены согласно сборнику ОЭСР Health at a Glance, 2017 (стоимость отпуска рецептурных и безрецептурных ЛП). Данные по стоимости отпуска рецептурных ЛП практически совпадают с объемом расходов государства на эти ЛП (могут не учитывать объем расходов населения в момент покупки рецептурного препарата 5-7%).