только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 41 / 46

Часть I. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ И ФАКТОРОВ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Следует также отметить, что согласно методике, средняя начисленная заработная плата, например врачей, рассчитывается путем деления фонда заработной платы всех врачей в организации на среднесписочную численность этих врачей. В фонд заработной платы включаются все начисленные работнику суммы в материальной и нематериальной форме (например, оплата питания или проезда) за отработанное и неотработанное время (например, отпуск), а также компенсационные выплаты и премии. Расчеты включают все совместительства (1,35 - коэффициент совместительства врачей в среднем по РФ) и оплату труда высокооплачиваемых руководителей учреждения. В результате увеличение оплаты труда для многих медицинских работников было связано со значительным увеличением трудовой нагрузки, а объединение более высоких заработных плат административного персонала с оплатой труда практикующих врачей завуалировало реальные показатели увеличения оплаты труда последних.

Более того, по субъектам РФ наблюдаются существенные различия в оплате труда медицинского персонала (рис. 80). Например, по данным Профессионального союза работников здравоохранения РФ, средняя заработная плата врачей по субъектам РФ в 2018 г. отличалась в 3 раза (от 43,9 до 142,8 тыс. рублей). По данным Росстата, эти различия были еще выше - от 43,0 до 180,9 тыс. рублей. Это приводит к перетоку медицинских кадров из менее обеспеченных регионов в более обеспеченные, тем самым еще более усугубляя проблему доступности медицинской помощи (например, Москва и близлежащие регионы).

При принятии решения о повышении оплаты труда медицинских работников правильно было бы не приводить их начисленную среднемесячную заработную плату к значениям средней заработной платы в экономике, а установить на федеральном уровне обоснованные базовые оклады (работа на одну ставку) по профессиональным квалификационным группам или категориям. Например, первая и главная категория, которую надо выделить, - это «передовой фронт здравоохранения» - участковые врачи-терапевты и педиатры. Далее необходимо отдельно выделить врачей центральных районных больниц, центральных областных (краевых, республиканских), а также городских больниц и федеральных клиник. При этом разделить врачей по профилям: терапевтическому, хирургическому, акушерско-гинекологическому. Отдельно необходимо выделить по регионам оплату труда руководящих работников медицинских организаций (главного врача и его заместителей), а также заработную плату врачей дефицитных специальностей - инфекционистов, фтизиатров и психиатров. Вот тогда, с учетом приоритетных направлений развития здравоохранения, можно было бы просчитать необходимые ресурсы на повышение оплаты труда медицинских работников и реализовать эту программу.

Рис. 80. Среднемесячная заработная плата врачей в регионах РФ в 2018 г.

3.3. Число медицинских организаций и коечный фонд стационаров

В табл. 5 представлена динамика числа медицинских организаций и коечного фонда в РФ, в том числе в сельской местности. Число всех медицинских организаций (МО) в РФ в 2018 г. составило 7,3 тыс. учреждений. С 2005 по 2018 г. оно сократилось в 2,1 раза, с 2012 г. - на 8%. Из них больничных учреждений в 2018 г. было 4,4 тыс., с 2005 по 2018 г. их число сократилось в 2 раза, с 2012 г. - на 17%. Соответственно сократилась и обеспеченность коечным фондом: с 2005 по 2018 г. она снизилась на 27%, с 2012 г. - на 15%. К 2018 г. число коек круглосуточного пребывания составило 1,04 млн.

Таблица 5. Динамика численности медицинских организаций и коечного фонда в РФ1

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018/ 2005 гг.

2018/ 2012 гг.

Число МО, всего

16 009

10 163

9 620

9 476

9 273

8 960

8 607

7 986

7 300

7 098

8 044

7 767

7 529

7 318

↓2,2 р.

-8%

в том числе больничные учреждения

8 859

6 413

6 103

5 993

5 877

5 705

5 508

5 268

5 006

4 865

4 688

4 572

4 468

4 390

↓2 р.

-17%

Коечный фонд, млн коек

1,39

1,38

1,35

1,31

1,28

1,25

1,23

1,20

1,17

1,14

1,10

1,07

1,05

1,04

-25%

-13%

Обеспеченность коечным фондом на 10 тыс. населения

97,1

96,2

94,6

91,9

89,6

87,5

85,7

84,0

81,4

77,9

74,9

73,2

71,8

71,2

-27%

-15%

Учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь

16 531

12 813

11 148

11 241

11 046

11 314

11 445

11 022

10 903

11 376

-

-

-

-

-

-

из них: самостоятельные АПУ

5 854

2 549

2 350

2 330

2 262

2 147

3 099

2 718

2 294

1 529

1 412

1 329

1 270

1 219

↓4,8 р.

↓2,2 р.

стоматологические поликлиники

887

853

833

827

815

802

795

772

713

704

676

658

643

619

-30%

-20%

Мощность АПУ по числу посещений в смену, млн

3,30

3,25

3,24

3,25

3,24

3,25

3,26

3,27

3,27

3,30

3,31

3,32

3,34

3,35

1%

2%

Ресурсы сельского здравоохранения

Число МО, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях

3 637

2 491

1 440

1 387

1 354

1 321

1 212

1 151

1 006

953

986

946

939

-

↓3,9 р.

-18%

Число МО, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях

7 404

3 683

2 506

2 740

2 626

2 859

2 812

2 587

2 562

2 722

1 023

1 029

1 005

-

↓7,4 р.

↓2,6 р.

Врачебные амбулатории

-

-

-

-

-

-

-

4 109

4 478

4 626

4 264

4 589

4 604

-

-

12%

Участковые больницы

-

-

-

-

-

-

-

1 719

1 608

1 598

1 307

1 317

1 342

-

-

-22%

Фельдшерско-акушерские пункты, включая передвижные

42 164

41 481

40 031

39 179

38 332

37 591

34 919

34 733

34 689

34 860

32 803

33 807

33 414

-

-21%

-4%

Фельдшерские пункты, включая передвижные

-

-

-

-

-

-

2 052

1 868

1 536

1 693

2 073

2 111

2 112

-

-

13%

ФАП и ФП, включая передвижные

42 164

41 481

40 031

39 179

38 332

37 591

36 971

36 601

36 225

36 553

34 876

35 918

35 526

-

-16%

-3%

Коечный фонд

187 922

185 095

173 500

164 120

156 357

149 740

139 476

135 117

129 048

133 980

153 866

150 697

147 926

-

-21%

9%

Обеспеченность всеми койками на 10 тыс. сельского населения

48,8

48,4

45,6

43,4

41,4

39,8

37,3

36,3

34,7

35,2

40,6

39,8

39,3

-

-19%

8%

__________________________
1 Источники: сборники ЦНИИОИЗ Минздрава России «Коечный фонд» и «Основные показатели здравоохранения».